Книги: Мирча Элиаде «Аспекты мифа»

Кантхималы из туласи - Мирча Элиаде "Аспекты мифа" - история релии, философия

Начинаю своё самообразование в области индийской культуры, религии и философии  с этой книги. Мирча Элиаде – румынский культуролог и философ (а так же, как подсказывает Википедия, антрополог, писатель, дипломат, историк религии, историк, журналист, новеллист, эссеист, драматург, педагог и профессор университета). Вообще, его биография содержит ряд совершенно изумительных фактов – запрет в детстве «слишком много читать»; свободное владение 10 (!) языками, среди которых санскрит; путешествие в Индию, где он не только изучал теорию, но и практиковал.
Для самого начала я выбрала книгу, в которой кратко изложенные его основные идеи, которые он уже раскрыл подробно в других трудах – обзорная экскурсия в мир человеческих верований.

Вместо отзыва — частичный конспект на память. Более того, я кажется совсем разучилась связно излагать мысли и впечатления, всё время получается какой-то гоблин-гопник из кустов. Пересказывать так хорошую книгу – мучение (тем более что перевод радует хорошим языком и изобилует яркими сравнениями), поэтому тезисно.

** Почему космогонические мифы были реальны – потому что рассказчик этих историй и его слушатели жили среди доказательств – вот небо, земля, океаны, звёзды, съедобные растения и животные. И воспроизводить их символически было необходимо и полезно.

«Переживать заново то время, воспроизводить его как можно чаще, заново присутствовать на спектакле божественных творений, вновь узреть сверхъестественных существ и воспринять их урок творчества – такое желание просматривается во всех ритуальных воспроизведениях мифов. Мифы показывают, что мироздание, человек и жизнь имеют сверхъестественное происхождение и историю, что эта история значительна, обладает большой ценностью и является образцом для подражания.»

Мирча Элиаде "Аспекты мифа"** Блок космогонических мифов (изначальный акт творения, сакральность) и блок мифов о деяниях сверхъестественных существ и людей (дальнейшая переработка мира, элементы «недоказанности», «сказочности», «поучения» — светскости). Есть практически у всех, различаются в деталях – например, сразу человечков сотворили или нет.

** Разброс примеров – от племён Океании и Северной Америки до Ирана, Африки, Индии. Чем культура архаичней – тем виднее схема и буквальнее символы. Чем больше в мифе литературной обработки – тем сложнее его разглядеть, но схема остаётся.

** Первоначальное время (самое лучше, правильное) можно повторить, мир цикличен. Отсюда «возвращение в рай», «раньше было лучше», «происхождение от самого хх» и даже «идеальные предки – арии». И что можно поправить, переигрывая события так, как надо. Да, это Фрейд открывает то, что в каком-то виде было известно примитивным культам и ряду восточных практик, но с более узкотерапевтической целью («В детстве всё было хорошо и правильно, а потом сломалось»).

«Действительный контакт современного человека с космическим, сакральным осуществляется через бессознательное – мечтания, воображаемая жизнь, поэзия, творчество».

** Тема понимания первоначальной сути вещей/явлений – понимаешь значит можешь управлять. Понимать – то есть помнить с начала. Соответственно, забвение – это смерть, исчезновение и утрата контроля. Вспомнить/осознать ряд перерождений обратно до несуществования – вернуться туда.

«Знать мифы – значит приблизится к тайне происхождения всех вещей. Человек узнаёт не только то, каким образом всё возникло, но так же и то, каким образом обнаружить это и воспроизвести, когда всё уже исчезнет.»

Потом на место мифа пришла история, и стала прессовать человечество с другой стороны. История – это линейное время в одну сторону – никто не верит сейчас, что возможно перетворить мир заново. И что новый год – действительно новый.

«Человек архаичный ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами, в то время как современный человек – с историей. В разном восприятии Времени и кроется главное различие.»

Миф даёт человеку уверенность, что любое действие/вещь уже когда-то были сделаны, и не надо колебаться или сомневаться. Классическое уменьшение тревожности – потому что ты знаешь, как всё было и как будет, «что такое хорошо и что такое плохо». И тут на арену вплывает христианство,  которое активно строит миф, называя его историей.  Сколько процентов фактов в истории Христа – никто толком не знает, потому что споры о свидетелях и их литературных произведениях, известных как евангелия, начались примерно с момента известности этих трудов широкой общественности.

Миф в смысле «выдумка» — заслуга греков – сделав его литературным достоянием и впихав во всю известную культуру – они протащили своих богов  через века христианства, поскольку истинно религиозного смысла эти боги уже не имели. Сказка – не конкурент «настоящей» религии. Пошёл новый этап – письменная традиция побивала устную. Нет книг – нет истории. Потом уши мифов всплывают всё время – в ожиданиях то царства божия, то страшного суда, в искусстве с «разрушим всё старое до основания и отстроим своё, суперновое», и даже в кино и комиксах – схемы остаются прежними.

«Именно в сакральном опыте у человека возникает мысль о истинном существовании чего-то, неких абсолютных ценностей, способных направлять человека и придавать смысл его существованию.»  Сакральный опыт – это нечто качественно отличное от обычной жизни.

Итого – обязательно перечитать после всего прочитанного Элиаде для окончательного разложения по полочкам в голове.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*