Лекция-концерт «Хранитель мироздания Вишну в индийском танце» в государственном музее Востока

Государственный музей Востока не в первый раз устраивает концерты индийских танцев под своим старинным сводом, но до сих пор я на них не ходила. Что ж, всё когда-то случается в первый раз ) Вечер 27 марта был полностью посвящён двум стилям классического танца – одисси (штат Орисса, восток Индии) и кучипуди (штат Андхра-Прадеш, юго-восток).  Одисси представляли преподаватели и ученики театра танца «Омкара», за кучипуди отвечал дуэт Назиры Тюленевой и Тимура Ибрагимова из школы «Аарти».

Признаться, услышав о совместном выступлении школ кучипуди и одисси, я подумала – откроет ли программу дерзкая смесь этих двух довольно непохожих по пластике танцев?  Но нет, танцовщицы одисси школы «Омкара» поприветствовали открывающим танцем-подношением цветов зрителей и своих божеств-покровителей – а это были, если я не ошибаюсь, Джаганнатха, Баладев и Субхадра, — и концерт начался. Оправдывая название лекции-концерта, каждый танец сопровождался вступительным рассказом и видеорядом.

Вечер был посвящён рассказам о Вишну, боге-опекуне вселенной. Традиционно, именно с его именем связывают систему аватар – земных воплощений божества, в виде которых он помогает мировому порядку и совершает подвиги. Аватар у него много, все они очень деятельные и истории про них можно танцевать бесконечно.
Первый танец кучипуди был скорее эпическим спектаклем – в середине была битва крокодила со слоном, а потом прилетел Вишну и всем навалял… Знаю, не описание танца, а ужас какой-то, но, к сожалению, организаторы не снабдили зрителей программой, а синопсис я прослушала. Слава интернету — посмотрев несколько версий этого танца, могу сказать, что история замечательная.

Это был Мандука Шабдам (Manduka shabdham)– история о царе Гаджендре, который сложил с себя царские обязанности, и ушёл в горы медитировать. Он немного увлёкся и не заметил странствующего брахмана, от чего этот уважаемый старец с окладистой бородой и чётками разгневался и проклял царя-аскета. Гаджендра стал слоном. Однажды, наслаждаясь тёплой водой на озере, он не заметил крокодила и коварное пресмыкающееся вцепилось ему в ногу.  Долго длилось противостояние, и царь слонов совсем обессилел. Но поскольку он был преданным бога Вишну и умным царём, то взмолился о помощи. Вишну услышал его и торжественно прибыл верхом на ездовом орле Гаруде, навалял крокодилу, который тоже был не простым животным, а другим царём с проклятием (полный вариант этой захватывающей истории можно прочитать здесь). Добавлю, что в разных версиях танец может начинаться с лирического описания красоты мест, где происходила эта история, включать показ танцовщицами лягушек-рассказчиц и игру Вишну с Лакшми в кости, когда он слышит зов.

Описывая Вишну, рано или поздно любой лектор сворачивает на Кришну – самую популярную аватару.  Танец в стиле одисси на рагу vasanta («весенняя») рассказывал о Кришне, играющем в весеннем лесу с пастушками-гопи. Грациозные движения запястий, плавные переливы всего тела, нежный звон колокольчиков, алые от альты пальчики на руках и ногах,  серебро украшений и потрясающе красивые и по цвету, и по покрою костюмы – одисси делает приятное зрителю со всех сторон. На тему весны и Кришны танцевала и Ирина Кислова, руководитель студии «Аарти».

Елена Князева (солистка и хореограф театра «ОМКАРА» а так же руководитель школы «Гаури-данс») исполнила необычайно выразительную историю, в которой Радха, стараясь избавится от Кришны, который, конечно же, совершенно случайно попался ей по дороге к храму, перечисляет в возмущении все его проказы и шуточки, в конце концов сдаваясь, и обещая навестить его вечером. Показать раздевающихся, плавающих, ныряющих (!), играющих и плещущихся в воде пастушек на сцене? Да, это возможно ) Да, одной танцовщицой ).

И полный набор аватар – «Дасаватар»Dashavatar»)– танец, в котором прославляется каждое воплощение Опекуна – от рыбы и черепахи до Кришны, Нрисимхи, Будды и Калки (всадник апокалипсиса, между прочим, на коне и с мечом). Его танцевали Елена Князева и Мария Шмелёва.

Завершала программу чудесная тиллана хиндолам (hindolam thillana)– лёгкая, яркая, станцованная  на одном дыхании.

Полезные ссылки:

Государственный музей Востока

Школа танца «Гаури-данс» (одисси)
Школа-студия «Аарти» (кучипуди)
Театр индийского танца «ОМКАРА» (одисси)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*