Концерт индийского классического танца в стиле одисси и кучипуди «Боги и люди» в центральном доме журналиста

Театр индийского танца «ОМКАРА» при поддержке фонда изучения культурного наследия Индии «Нритья Сабха» представил 7 апреля концерт классического танца в стилях одисси и кучипуди «Боги и люди».  Событие прошло в Центральном доме журналиста на Никитском бульваре. Концерт был посвящён памяти гуру Келучарана Мохапатра, величайшего танцора и учителя, стоявшего за возрождением одисси в XX веке.

Стоило попечалится, что на прошедшем совместном концерте не было совместного же танца – как вот, восхитительный открывающий танец — шлока «Angikam..». Когда ведущий, милый, но очевидно далёкий от индийской культуры человек, пытался красиво и с выражением прочесть текст шлоки (всего 4 строки!), я прямо чувствовала как в зале  у каждого третьего язык чешется подсказать и поправить  –  потому что «Angikam…» это такая объединяющая молитва (или скорее, обращение) которую знают все танцовщики индийских классических танцев — у кого-то на занятиях с неё начинают, у нас – заканчивают. Божества у сцены тоже представляли собой обе школы – Джаганнатха для одисси и Шива Натараджа для кучипуди.

На первом концерте я была слишком впечатлена исполнением одисси вживую, (и к сожалению, слишком занята съёмкой), и поэтому сосредоточится именно на движениях не получилось – больше привлекало серебро, костюмы и общее ощущение струящегося, прохладного, как ветер с моря, изящества. Сейчас  получилось увидеть больше (изящество никуда не делось – это, наверное, невозможно, когда выступают такие мастера как Елена Князева и Ирина Комиссарова!).

Техника Одисси основана на chauka —  позе, при которой руки и ноги согнуты под прямым углом, причем локти и колени разведены в стороны. По характеру это мужская поза, вес тела распределен равномерно на обе ноги. Такая поза у изображения бога Джаганнатха в храме Пури, возможно, она отражает уравновешенную, всеобъемлющую и вселенскую природу дхармы бога Джаганнатха.
Следующая поза — tribhangi, при которой тело сгибается трижды, таким образом, что линии рук и ног образуют треугольники. Линия тела изламывается в коленях, в талии и в шее. А кисти руки, щиколотки и ноги образуют треугольники различных размеров. Это самая интересная поза в Одисси. Это неуравновешенная фигура, которой не только крайне сложно достичь, но и которая требует большой выдержки и самоконтроля от танцовщицы, если она хочет выполнить ее красиво и изящно. В ней есть нечто воздушное, и, в отличие от chauka, она очень женственна. Когда трибхангу выполняют без должного внимания, она производит ужасающее впечатление, ибо преувеличенно, до уродства, подчеркивает формы женского тела. В большинстве других стилей классического танца перенос веса тела с одной ноги на другую запрещен, но у Одисси этот тройной изгиб составляет саму суть стиля.
Лила Самсон «Ритмы радости»

«Nagendra haraya» — гимн пятислоговой мантре Шиве, танцуют во всех стилях, и часть жестов мне уже знакома. Одисси – как родной язык с очень сильным акцентом, хочется пересмотреть ещё раз, медленно-медленно. «Srita Kamala» — вторая песнь из «Гитаговинды», поэмы вайшнавского поэта Джаядевы. Ирина Комиссарова танцевала подвиги Кришны, возлежащего на прекрасной груди Радхи, который победил и Равану, десятиголовго царя ракшасов, и гигантского змея Калию. Радха в её исполнении получилась чарующе женственной.

Одисси  развивался в храмовой атмосфере. Это лирический стиль танца, в нем существуют правила телодвижений, совершенно отличные от других видов. Его основным качеством является утонченность, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки.
Культура Ориссы замечательным образом сочетает в себе два аспекта, составляющих «Гиту-Говинду»: эротический и религиозный. Ничто не скрывается и не выпячивается на первый план с тем, чтобы возвеличить или принизить какой-либо из них. Шрингара раса и бхакт раса на протяжении всего танца играют однозначную роль.
Лила Самсон «Ритмы радости»

«Ahe Nila Saila» —  история из Махабхараты про проигрыш в кости царицы Драупади.  Царь Пандавов Юдхиштхира, одержимый азартной игрой, проигрывает Кауравам не только царство и богатства, но и жену. Радостные братья, считая Драупади своей новой рабыней, хотят раздеть её, но царица смиренно обращается к Кришне, аватаре великого Вишну, и он дарует ей бесконечное сари. Удивительное дело, одисси  бесконечно мягок — ласья, много ласьи, а тут на сцену вышли два волосатых суровых мужика (братья Кауравы, конечно цари и воины. Но прежде всего это индийские мужики). И стали играть в кости с другим мужиком. Великая сила искусства. Разительный контраст с предыдущим танцем.

Что касается дуэта Назиры Тюленевой и Тимура Ибрагимова («Shiva stutti» и «Manduka Shabdam»), то у них прибавилось поклонников в моём лице ) Вроде совсем недавно смотрела концерт с их выступлением – было очень здорово, а вчера как третий глаз включили – то ли настроение совпало, то ли звёзды –  стало ещё лучше!

Киртанам «Muddugare Yashoda» от Назиры Тюленевой — история про Кришну, драгоценную жемчужину в руках матери Яшоды. Казалось, что чуть-чуть — и можно услышать топот маленьких пяточек по сцене. А Яшода бегает за ним как все матери – играя, изображает «а вот кого мы сейчас поймаем?», «а кто у нас тут такой сладкий?», а проказник только хохочет и убегает, звеня золотыми колокольчиками на тёмно-синих ножках… А потом, уставший спит на её плече, как спят детки, а она, покачивая и кружась, несёт его в колыбель.. Натуральное волшебство. Снимать невозможно, моргать – преступление.

Накануне, роясь в интернете, нашла очень давний (2008 год) отзыв Натальи Савельевой о танцевальном концерте Шримати Каланидхи Нараянан: «…понравился один падам, где героиня встречает мужа после долгой разлуки — она открывает дверь и вдруг видит его … Боже мои, сначала ее удивительная улыбка осветила лицо, потом как лучом прожектора — весь зал! «Смотрю, не могу насмотреться» — именно так она смотрела на него. Только глаза, только глаза — волшебная улыбка и глаза полные счастья, в которое не верится. Она не может вымолвить не слова — просто вбирает его в себя глазами». (*полная ссылка )

Подумала – никакое видео не даёт такого эффекта присутствия и соучастия, как жаль, редко можно увидеть подобное вживую… Буквально через день на концерте «Боги и люди» пробирает именно таким настоящим и захватывающим, когда забываешь дышать. Счастье )

Уже идя домой, я подбирала слова, которыми можно описать общее ощущение от исполнения дуэта Назиры и Тимура. Размышления свелись к моей любимой троице – легко, эмоционально и радостно. То есть – красиво. Очень красиво )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*