Нетанцующий танцор – парадокс бхаратанатьяма

Bharatanatyam masterclass

Написать этот пост меня подтолкнул очередной разговор, который повторяется слово в слово с людьми, которые узнают, что я занимаюсь бхаратанатьямом.

«– Покажи что-нибудь?

– Ммм, но мы только подготовительные упражнения делаем.

– А какой танец вы учите?

– Эээ, пока никакой…».

И человек, уже узнавший, что я занимаюсь почти год, начинает сильно недоумевать.

Если представить себе некого обычного Homo urbanus, которая решила вдруг заняться танцами в свободное время, то у неё открываются очень широкие возможности. Танцевальные школы, студии и объединения наперебой предлагают занятия, прекрасных педагогов, выступления и дружные коллективы. Возраст, комплекция, опыт – ничего не имеет значения, всему научат, всё покажут, — только приходи.

И вот, выбор сделан, первый этап позади, за ним – тренировочки, тренировочки. Что дальше?

Bharatanatyam teacher with nattuvangam, laptop and notes

Естественно, что после вложения некоторой суммы денег и прохождения некоторого количества времени (не говоря уж о приложенных усилиях), ожидается некий результат, который можно не только повесить себе на шею, как сияющую медаль, но и гордо продемонстрировать окружающим. Небольшие, но отчётливо заметные достижения по дороге – система поощрения, морковка, которая тащит ослика дальше и дальше. И чем раньше они появятся – тем лучше, а то ведь передумает танцуля, уйдёт в другое место или станет бисером вышивать.

В социальных свинговых танцах новичок хоть тушкой, хоть чучелком, но затанцует к концу первого занятия. В танго на первую милонгу можно собираться через месяц. В беллиденсе хоть чем-то можно потрясти домашнюю аудиторию через пару недель, а заработать первые деньги – через полгода. В Аmerican Тribal Style три занятия — и уже можно включать любую музыку и не стоять столбом. Все примеры из личного опыта, но на самом деле некорректные.

Потому что бхаратанатьям не вписывается в обычные схемы. Я не к тому, что везде весело и плюшки, а у нас дисциплина и духовностЪ, я к тому, что научится бхаратанатьяму быстро невозможно. Это классический танец, нельзя же ожидать «look like a ballerina» после месяца-другого неторопливых занятий балетом?  Так и здесь — быстро не получится.

Храмовому танцу в современном виде около ста лет, в общем и целом – почти четыре тысячи. Возраст и само предназначение этого вида искусства не предполагают никакой спешки – дитё сдают в храм и учат, сколько потребуется – 6, 7, 10, 15 лет. Сейчас вместо храмов школы (частные или государственные), но и там – если обучение традиционное – рассчитывать на «пятилетку за три года» тоже не стоит. Интенсивность тренировок в 6-8 часов в день, конечно творит чудеса, но всё равно это несколько лет упорного труда. И вообще – не в этой жизни, так в следующей.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво…

Понятно, что мы не в Индии, и не индусы, и год на дворе 2016. Понятно, что кроме танцев у людей есть жизнь, работа, учёба, семья и т.д. Понятно, что приходят заниматься уже взрослые организмы, подчас не изнурённые спортом. Всё это даёт сильную поправку в сроках и способах обучения.

Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…

Только вот как не совсем-совсем новичку мне уже известно, что бхаратанатьям не терпит читерства и обходных коротких дорог. Конечно, тут много зависит от критичности восприятия. Кому-то «и так сойдёт», главное руками-ногами шустро машешь и вроде даже под музыку, кто-то будет полировать себя годами, отказываясь видеть любые результаты, кроме «сногсшибательных».

У меня, конечно, иногда горит «когда же будем учить первый танец?!», но проходит обычно после исполнения тех самых «подготовительных» упражнений – когда становится очевидно, что рано, ой как рано… в такие моменты становится очень приятно, что гуруджи твёрд и непреклонен. Так что буду нетанцующим танцором столько, сколько потребуется. Впереди – вечность (c).

Bharatanatyam teacher thaalam in Moscow, JNCC

P.S. Групп адаву по разным данным (в разных школах) около двадцати, в каждой группе по 8 основных движений + вариации. Сколько из них достаточно пройти – знает только учитель. Мы сейчас на 5 группе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*