Уроки одисси — 5 занятий с Еленой Князевой

Уроки одисси с Еленой Князевой - одисси в Москве для начинающих

Если посчитать, то на концертах стиля одисси в прошедшем сезоне я бывала чаще, чем на каких-то других. Есть в этом танце что-то неуловимое и завораживающее. Поэтому когда предоставился случай попробовать одисси «изнутри» – раздумывать долго не стала (тем более, что на базовый курс «новичка» приглашал театр-школа «Омкара» под руководством Елены Князевой). Исследование! Полевой опыт! Лучший преподаватель Москвы!

Смотря выступления, и немного запоминая названия танцев, а так же читая Лилу Самсон (её книга “Ритмы радости” — маленькие заметки о каждом стиле, его корнях и основных особенностях), я не искала учебные видео, чтобы своим несведущим взглядом цеплять неважное, и пропускать действительно значимые ньюансы. Индийскую классику не учат (и не понимают) по видео — гуру шишья парампара, цепь приемственности знаний от ученика к учителю – важная часть культуры и обучения. Поэтому даже для беглого знакомства нужно взять тренировочное сари и выйти в зал.

Любопытных новичков оказалось не так много, как я предполагала, но на качестве занятия это никак не сказалось. В начале занятия ученики делают bhumi pranam – приветствие учителя и богов, просят прощения у земли за то, что будут бить её ногами во время танца. Он плавный и похож на наш. Вообще, тема сравнения двух стилей на занятии у меня в голове всплывала постоянно – когда у мозга есть некий образец, он всё подгоняет под него, наверное, у человека, никогда ничем похожим не занимавшегося, ощущения были ли бы совсем иными (позднее, когда мы перешли к более сложным упражнениям, мозг вообще увлёкся выуживанием знакомого из footwork’а и handsmovement’а — даже нашёл «дедушку» флорео из трайбла-фламенко!).

Последовавшая разминка была основательной, по всем группам мышц и суставов.

Открытие 1: поняла, откуда появился в моих “ранних” занятиях разогрев суставов рук под кодовым названием “носим две чашки с водой по сложной траектории”. А вот его продолжения – когда руки работают несимметрично – я не знала.
Открытие 2: личное, глупое. На приседаниях (глубоких, мураманди) колени затаились и первый раз “смогли”. А вот потом было уже не так хорошо.

Дальше Елена показала 4 основные позы (есть ещё, но они редко используются) и производные от них степы. Пока наши глаза не округлились совсем, приступили к практике.

Открытие 3: основное “классное” положение рук – mushti хаста, “кулачки” в бочки.

Первое – это чоук, о котором столько читано, и который на картинках выглядел просто и незамысловато. Однако – локти выше ладоней, и ладони ровные. Ступни – на одной линии, расстояние между ними равно ещё одной ступне. И самое главное – чтобы удержатся в такой неустойчивой позе, необходимо при ровной спине прогнуть поясницу и отвесить зад. ТАДАМ! Самое сложное за всё занятие! Ну, а то, что при этом ещё и сеть низко, чтобы был “квадрат” в нижней части тела – можно уже и не говорить. У индийской классики низкая посадка с разворотом коленей – must have!

Балансировать в такой конструкции ещё можно, а вот делать удары ногами (ровно, без замаха и дергания корпусом!) — уже нет. Аналог таттадаву, прокачивает ноги, спину и терпение.

На следующем степе подключаются руки. И здесь начинается особая одисси-магия – они ЗАПАЗДЫВАЮТ! Мягко и грациозно, совершенно не торопясь успеть в ритм, ладони поворачиваются. Сверху – ласья, снизу, одновременно, – тандава.

Горячая история прямо с урока: танцоры одисси – slow people (с) Суджата Мохапатра

Одисси-магия номер 2 – секрет текучести! Грудная клетка совершает движение вправо-влево. Тут я вспомнила трайбл, в котором есть похожее движение – слайд грудью (подбородок и бёдра неподвижны, плечи остаются параллельны полу). Прокачивает спину, исправляет осанку, завораживает. На четвертой скорости особенно. Движения корпусом надо старательно развивать, постепенно (через пару лет!) они станут естественными.

В одисси, по словам Елены, вообще много обманных манёвров — ты видишь движение бёдрами — а его нет, шагаешь влево — а на самом деле вправо и т. д.

Открытие 4: тала – счёт – в одисси какой-то не такой, но звучит очень мило *_*

Следующий степ — с передвижением, у меня сразу нашёлся аналог, но поддерживать зад, колени и расстояние между ступнями на правильных местах – адская работёнка (четыре скорости – double! double!).

Перешли к культовой позе – трибханга, поза 3 треугольников. Красиво – слов нет, но мне всё время хотелось возопить ARE YOU HUMAN?? Очень низкая поза на очень сильно вывернутых коленях и откляченном назад и – для разнообразия – вбок заде. Можно только стоять, как в этом танцевать и танцевать быстро (+слайд! Грудной слайд, я про тебя помню!) — особый секрет одисси )

Чтобы немножко отдышаться, разобрали хасты. Поскольку одисси (по крайней мере эта школа — Суджаты Мохапатра) считает своим основным докуметном Натья шастру, то они оттуда. Совсем как наши, с микроспопическими дополнениями.

Открытие 5: Елена довольно часто говорит как то или иное движение делается в разных подстилях одисси, и какие ненужные одисси особенности “тащат” изучающие другие стили. Это безумно интересно, разворачивается более цельная картина того, что изучаешь.

Классический концерт одисси имеет свою, устоявшуюся структуру – открывающий танец, mangalacharan (приветствие зрителей, богов, подношение цветов, шлока..), batu и pallavi (технические танцы), abhinaya (выразительный танец с пантомимой) и moksha (заключительный).

В конце урока (очень неожиданно для меня) мы начали учить кусочек из мангалачарана – шлоку про Ганеша. Какая ирония – первая осмысленная пантомима — на уроке одисси. Думать о вечном было неудобно, потому что надо было запоминать что делать – Елена очень подробно объясняет, но всегда наступает момент “а теперь сами” ))) Ещё куски техники и восхитительный выход с пяточкой&коленкой начали и продолжили учить на следующих занятиях. Прекрасный стремительный темп по моей любимой обучающей схеме: на уроке — только новое, вся отработка — дома.

P.S.  Смотреть на людей, которые преодолевают каждый своё «наследство», чтобы получить чистый красивый стиль — бесценно! У индийской классики очень много общего, но самое главное — это большая любовь в основе. Без неё невозможно учиться, расти и танцевать.

На следующих занятиях новую магию нам показывали дозированно, потому что надо было хоть немного усвоить старую. Я же дополнительно страдала по своим личным поводам.

Первый — совмещение стилей. В одной из классификаций бхаратанатьям — огонь, одисси — вода. Красивая метафора, за которой скрывается принципиально разная работа корпуса и веса. Такая же разница в работе рук — плавность, «запаздывание». Для переключения между стилями требуется очень большая телесная осознанность, чтобы инстинктивно не вылезал более простой для данного тела тип движений. Самоконтроль уровня «бог».

Второй — здоровье. Индийский танец — как зеркало, если есть проблемные места — он их обязательно покажет. Мои любимые колени научились выживать на бхаратанатьяме, на одисси «трудятся» новые места, и всё опять плохо. Растяжки не хватает ЕЩЁ БОЛЬШЕ, силы (вроде бы наработанной) тоже нет. Вместо уверенности и изящных движений головой sundari (про глаза я вообще молчу) — только перенапряжённое везде тельце, пытающееся удержать даже не позу, а подобие позы.

Самое время пожалеть о том, что нет дополнительной параллельной жизни, в которой можно пойти на одисси насовсем, и старательно тренировать месяцами текучий корпус, сногсшибательные запястья, красиво развёрнутые ступни, мотать «фартучком» тонкие сари Ориссы, учить Namami с девочками, умирать на мастерклассах Суджаты и надевать серебро, выходя на сцену с учителем…

P.SS. Уходя с одного из пяти очень классных и тёплых занятий, поймала восхитительный момент — прохладный поздний вечер, подъезд, во всём здании — только 3 горящих окна и из них слышен звук талам… и тебя просто распирает от улыбки )

P.SSS. Тот неловкий момент, когда жалеешь, что вообще пришёл на занятие одисси к Елене. Потому что уходить очень грустно, а остаться — невозможно.

Как лечить эту грусть? Придти на занятие бхаратанатьямом. Туго затянуть сари. Сесть в араманди. Поднять руки в ровное, острое натьярамбхе. И услышать — dalamm ghu ta ka dhi ku ta ka ta dhin gi na tom

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*