Концерт индийского классического танца — Моника Сингх и не только

Monica Singh (odissi) in Moscow

Признаться, я немного избаловалась за предыдущий сезон, когда разнообразные концерты случались почти каждую неделю и иногда даже приходилось выбирать — куда хочется пойти больше. С наступлением лета активность выступающих снизилась, стало больше опен-эйров и территориально отдалённых фестивалей. Поэтому новость о выступлении Моники Сингх (в рамках её приезда в Москву с мастер-классом по одисси) в посольстве Индии я встретила с большой радостью — знакомый камерный зал, блестящий состав выступающих и даже перенос занятия для совместного посещения концерта!

Концерт оказался ещё более интересным, чем мои смелые предположения. Во-первых, он был посвящен Гуру Пурниме, индуистскому празднику (который был во вторник, 19 июля). Как рассказала ведущая вечера Татьяна Рузова (сама преподаватель одисси, ученица института искусств Шри Венудад Калакендра, Вриндаван, и автор книги об индийской классике «Океан блаженства»), этот праздник уникален своим размахом. Исторически считается, что в этот день родился мудрец Вьяса, написавший огромное количество трудов, но сейчас его повсеместно празднуют как день почитания учителей.

Гуру — это гораздо больше, чем школьный учитель (как бы не хотелось назвать этот день Днём учителя по самой простой аналогии!), это наставник и проводник в духовной жизни или профессии, человек, который прогоняет тьму невежества из ученика, второй родитель. Гуру может оказаться кто угодно — благообразный старец или ребёнок, мужчина или женщина — если он преподаст вам урок. У танцующих с гуру особые отношения, потому что именно во взаимодействии с учителем понимаешь во всей полноте его незаменимую роль. Каждый выступающий на этом вечере — уже давно состоявшийся педагог, с не одним десятком учеников за плечами, но все с большой теплотой вспоминали своих учителей.

Открыл концерт совместный выход всех танцоров, представлявщих самые популярные стили индийского классического танца — одисси, кучипуди, бхаратанатьям и катхак. А продолжила его Моника Сингх, выпускница Гандхарва Махавидъялая, Дели, ученица Мадхави Мудгал, с танцем о Шиве и Парвати.

Моника Сингх начала танцевать в возрасте 6 лет благодаря настойчивости матери-пианистки. Изначально она изучала бхаратанатьям у Сонал Мансингх на протяжении 12 лет и часто выступала с ней в различных частях Индии. Увидев в 1988 году композицию в стиле одисси «Sohamasmi» в исполнении Мадхави Мудгал, Моника поняла, что одисси — её стихия,  — запоминающаяся прекрасная музыка и грациозные, текучие движения, — древняя форма искусства, не потерявшая актуальности в наши дни. Мадхави Мудгал стала её наставницей на 15 лет, за которые Моника выросла в яркого исполнителя и талантливого хореографа. Сейчас она проживает (и преподаёт) в Австралии, выступает, а так же проводит мастер-классы во многих странах. С 2013 года Моника обучается игре на рудра-вине у Jyoti Hedge, единственной женщины, играющей на этом древнем инструменте, прапрадедушке всех струнных инструментов Индии.
(с официального сайта Моники Сингх).

Её сменила Надежда Коврига, с танцем в стиле бхаратанатьям Dasavatar — рассказ о 10 аватарах Вишну. Для краткости их всех перечислили (с демонстрацией), а с подробностями танцевались только Вамана (карлик-брахман, попросивший у раджи только три шажочка земли) и курма-черепаха, сыгравшая важную роль в пахтании мирового океана горой.

Тему Вишну, охранителя мира, продолжила Вера Кришнарадж, танцевавшая аштапади. В нём Радха ищет Кришну, восхищаясь его красотой. Исполнение было настолько захватывающим, что не хотелось обращать внимание на технику или выискивать различия-сходства стилей, всё внимание было приковано в лицу танцовщицы.

Виталина Лобач, чьими стараниями московские (и не только) танцоры получили возможность поучиться у Моники-джи, танцевала anada bhairavi pallavi. Pallavi — композиция чистого танца в традиции одисси, а anada bhairavi — одна из старейших раг (если очень упрощённо —  типов мелодий в южноиндийской музыкальной системе). Она не зависит от времени суток, и вселяет в слушателя радость и одновременно грусть (и понижает давление 😉 ), кроме того довольно часто используется в фильмах и рекламе. На концерте её представили как «свадебную» — не по форме, а по настроению — счастье невесты от начала новой жизни с любимым сменяется грустью от расставания с отчим домом. Шрингара раса (любовь) и каруна раса (грусть) одновременно.

В бхаратанатьяме существует варнам Sakhiye intha  в раге ananda bhairavi, хореография Рукмини Дэви Арундейл. А вспомнила я о нём потому что мы выучили практически всё, что нужно для его первого nritta piece.

Завершали концерт Ашвани и Светлана Нигам, представлявший стиль катхак, и танцевавшие ещё одну вариацию любовных игр Радхи и Кришны в садах Вриндавана.

Напоследок Ашвани-джи сказал о разных учителях (потому что мы встречаем в жизни много и псевдо-гур, и жадных до денег, и равнодушных…), и пожелал каждому хоть раз в жизни встретить Учителя с большой буквы, чья вера в ученика будет так сильна, и он будет настолько вдохновляющей личностью, что ему даже не надо быть рядом — одно воспоминание о нём взращивает крылья и совершенствует.

И это прекрасное пожелание, к которому нечего добавить )

P. S. Раса — санскр. — вкус, цвет. Зрителей называют расика — вкушающие, наслаждающиеся. Но подчас искусство, требующее профессионализма танцоров, должно так же требовать профессионализма зрителей. Или как минимум — банальной вежливости и соблюдения элементарных правил поведения.

 

Полезные ссылки:

Отрывок из книги Т. Рузовой «Океан блаженства», посвященный краткому описанию всех классических стилей — здесь

О рудра-вине — с сайта Jyoti Hedge — здесь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*