Devon ke dev Mahadev

Наконец в мою деревню провели достаточно интернета, что бы без помех припасть к шедеврам индийского кинематографа, и больше всего — из многих и многих наименований — хотелось посмотреть именно Devon ke dev Mahadev. С него я и начала. Это оригинальный индийский сериал, из  820 эпизодов по 20 минут, пересказывает жизненный путь и историю самого известного из богов индийского пантеона — Шивы, так же известного как Бог Богов. Поскольку литературные источники информации уж очень древние, то сериал представляет немного упрощённый вариант событий в приятной взгляду обработке.

Краткий пересказ (одной трети просмотренного!) пока выглядит так — первая арка сериала — это история пылкой любви Сати к Шиве, омрачённая не только высокомерным (и местами просто глупым) отцом, но и её собственным духовным несовершенством и сопутствующая сантабарбара с родственниками с обоих сторон. Накал и скорость событий велики, засматривается на одном дыхании. Вторая арка — это любовная история «Сати 2.0» Парвати, которая являет собой более совершенный образец (не избавленный впрочем, от всех недостатков). Попутно решаются судьбы серединного мира и его обитателей, и немного — богов-девов, у которых, как и полагается, есть враги-асуры. Эта арка не такая динамичная, но у неё свои достоинства.

Самое главное, что начинает бросаться в глаза с первой серии и дальше (больше!) — это доходчивое изображение не самой понятной западному уму любви. Мы знаем любовь к родителям и детям, к родине, к мужу (или жене), любовь дружескую или страстно-романтическую, но вот любовь к богу — большая редкость. Мудрецы-риши, преданные Шивы, аскеты — они не просто благоговеют или уважают — они откровенно тащатся с Бога Богов. Возможно, такой выбор слов невежлив, но это именно то, что я вижу на экране (а про неважность правил при наличии искренности сразу доходчиво объяснили). Сам же Махадэв так рассказывает о своей излюбленной аватаре господа Вишну, что таешь окончательно. И Нанди! Верный бык, ездовое животное, по совместительству нянька, домоправительница, воспитатель ганов, претов и бхутов, да и просто время от времени знатный мозгоед Нанди — само воплощение любви к господу, бескорыстной и радостной. И никакие печальные папеньки и сыновний долг его переделать не могут — он не устраивает пафосных дебошей, как Сати или Парвати, а просто тихо и грустно загибается вдали от своего господина.

Самое краткое резюме so far — океаны любви проливаются с экрана во время просмотра, не только от главных героев (ну, которым вроде как положено, love-story сквозь тысячелетия, все дела), но и от остальных. Как-то не стыдно в Индии любить своих богов просто до слез и показывать это не стесняясь. Причём совершенно нет разницы — дитё ты малое или бородатый аскет.

Поскольку сериал индийский, а в индийском кино пляшут все, то я, признаться, очень ждала. Но первые вокально-танцевальные номера появились в 20 серии и, прямо скажем, дальше ими не злоупотребляли. Напротив, хорошей фоновой музыки много, и темы-песни из сериала прочно осели у меня в плеере.

О своём, о танцевальном — сериал хоть и повествует о Трета-юге (теоретически, потому что в I эпоху, Сатья-югу, не было ни песен, ни танцев), но реалии и традиции современной Индии просачиваются весьма активно.

В 22 серии Нарада-муни встречает в лесу танцоров и певцов с музыкантами, и почти выкашивает их гадким исполнением раги (маловато творческого люда на целую вселенную, ну ладно, пусть будет творческим допущением создателей сериала). Костюмы — с поправкой на общую вселенную сериала, а украшения — храмовые ))) Шива их оживляет правильным исполнением, а они танцуют смесь катхака и самых простых элементов бхаратанатьяма с небольшим болливудовливанием. Это очень смешно наблюдать )) Эдакие прототанцоры ))

В 25 серии, потрясающая сероглазая девадаси Маданикей репетирует что-то странное, сама она вне сословий, настолько вне, что дочери брахмана даже и сильно приветствовать её не полагается, но она учила Сати танцам и музыке. 26 серия, смешные типа классические костюмы, и так мало танца в финальном монтаже, что только и видно немножко пантомимы про весну. Красиво — самые правильные слова о любви вложены в уста танцовщицы-девадаси… и Сати будет танцевать о своем единении с господом, потому что не хватит никаких слов чтобы это описать…

Разница в том, Сати, та любовь, о которой ты говоришь, начинается в сердце и заканчивается в чувствах. А любовь, о которой я говорю, берёт начало в сердце и охватывает всё физическое тело. То живое начало приведёт к началу новой природы и новой жизни. Вот о какой любви я говорю. Ты можешь отрицать это, сколько захочешь, однако наступит день, и у тебя не будет никаких вопросов и никаких сомнений. (с)

Танцевать она будет, впрочем, стилизованный катхак ) Дальше всё чудовищно разошлось с моим хэдканоном, в котором Шива — Натараджа, и танцует лучше всех, но ничего ) Мохит старался )

Прототанцоры появляются ещё в 58 серии — когда служат пуджу самому Махадэву в Сомнатхе и даже танцуют под бхаджан Шиве. Конец этой серии вообще интересный — Махашиваратри 1.0, кто будет поститься в эту ночь — мужчинам даруется исполнение желаний, замужним дамам — долгая и счастливая семейная жизнь, а девам — вскорости хороший супруг (что как бы недвусмысленно показывает роль женщины в традиционном обществе).

В 116 серии для взвеселения Сати Шива даёт определение 4 слагаемых актёрского мастерства. А мудрец Нарада оперативно сочиняет шлоку — наш ангикам)))) Ангика-абхиная — движения рук и ног, т.е. танец, вачика-абхиная — слова, пение и музыка, ахарья-абхиная — декорации, костюмы, реквизит и саттвика-абхиная — чувства и эмоции, подлинные либо сыгранные. После этого няшный Нанди теорию превращает в практику, апсара, совращающая аскета, в его исполнении — милота ))) И кстати, апсары, небесные танцовщицы, пока больше служанки, и исполняют что-то невнятное.

В 176 серии, в разгар свадебного шухера, Шива спускает актёрство (которое включает в себя и пение, и танец) с Кайлаша на землю, во дворец, исполняя с труппой Дасаватар — пиесу про 10 аватар Вишну. Танцы там рыдательно-прекрасны, песня восхитительна, а само шоу — бесподобно )

Сама идея — показать кого-то забывшимся в музыке, в танце, открытым, уязвимым, и от того ещё более прекрасным, таким, что невозможно не влюбиться — как мне кажется, очень правильная.

Ещё одна польза этого сериала, кроме очевидного удовольствия от просмотра, — мягкое представление мифологии и ряда сюжетов, которые танцуются. Это вариант лайт для пытливого зрителя индийских классических танцев (и начинающих танцоров). Несколько примеров — Ардханаришвара (видела здесь), нисхождение Ганги (здесь), пятая голова Брахмы (здесь), испепеление Камы (здесь). Дополнительно зритель получает визуальное представление об элементах танца — например, почему барабанчик дамару изображается именно таким образом, а его звук — округлыми движениями кисти, и почему он — атрибут Шивы. Или пуджа, во время которой звонят в колокольчик, одновременно совершая круговые движения благовониями. Для проживающих в Индии это настолько простые и понятные образы, что не надо даже задумываться, что делает танцор или к кому он обращается, какое божество воплощает или какой домашний труд показывает.

Ещё одно свойство сериала Devon ke dev Mahadev — просветительско-документальное. Я смотрела сначала как волшебную сказку, но когда внезапно показали Маникарника-гат в Варанаси и объяснили что там — полезла в Википедию. Дело в том, что мне довелось походить по этому гату и даже попасть в Каши Вишванат, один из крупнейших храмов, посвящённых Шиве (в который пускают не хинду, что немаловажно). И увидеть его в сериале, да ещё и с объясниениями про Шакти-питхи, кусочки тела Сати, которые там находятся под охраной неких форм Махадэва, было очень странно. Как будто сказка взяла и соприкоснулась с реальностью. Амарнатх, Сомнатх, сам Каши-Бенарес, Тривени Сангам, Багирати — это реально существующие места, с миллионами паломников, живые религиозные центры Индии.

После таких внезапностей, поглядывая одним глазом, как Парвати проедает мозг супругу, я задумалась о каноне и фаноне сериала.  Слово из мира фанатов сериалов — канон — то есть то, что было снято. И к нему всегда существует фанон — то, что совместо считается каноном фанатами. Ещё у каждого смотревшего может быть свой хэдканон касательно непоказанных и умолчанных областей канона — как он, просмотревший, считает там было на самом деле.

Сериал про Махадэва усваивается зрителями не_идуистами так же, как и любой другой сериал — Supernatural, Startreck, Doctor Who и несть им числа. Только вот в его основе — реально существующая религия, и наскольно мои знания позволяют судить — в сериале не искажены смыслы мантр, детали пуджи и прочего, что имеет отношение к реальной жизни. То есть, если после Гарри Поттера народ массово надевал мантии и гонял по лесам, размахивая палочками и играя в квиддич — это странно, и смешно, и вообще игра такая (с), то как классифицировать нашёптывание своих желаний на ушко статуе Нанди или пост в Махашиваратри?

Понятно, что взять и бухнуть в свой внутренний мир сериал, сказав, что он есть наивернейшая инструкция по шиваизму, например, не совсем верно. В данном случает каноном выступают писания — пураны и т.д. (которых много, и они ещё внутри друг другу могут противоречить, потому что очень-очень древние), а сериал — фанон создателей сериала. Это «библия» лайт, информация, обильно смоченная эмоциями, которые, задев, могут потащить любопытного зрителя в более серьёзную литературу, философию и быть может, религию. Хорошо это или нет — не мне решать, но сериал уже завоёвывает сердца и души не только в Индии, но и за её пределами.

Про внимательность. Я всё о своём ) В первой арке все приличные царственные барышни ходили с красными пальчиками и кружками на двух сторонах ладоней, при этом мехенди существовало отдельно, как праздничный вариант. Во второй арке, при дворце Химавана, царя Гималаев, девушки красили руки реже. Но самое значительное появление альты произошло позже — когда Парвати, уже мужняя жена, первый раз переступала порог дома мужа. Какой штат Индии имеет такую традицию?

В этом океане нектара есть и немного невкусного. Долго перебирала, кто из огромного количества героев не отличился чем-то особо глупым, и пришла к выводу — только Бог Богов. Нараяна сказал, что «любовь без препятствий будет пресной», и сценаристы не покладая рук трудились над написанием этих препятствий, иногда совершенно забывая о здравом смысле, банальной психологии и логике. А он оставался нормальным. Или я слишком многого хочу от daytime сериала индийского производства?

В заключении пару слов об исполнителе главной роли — Мохит Райна самый красивый актёр, когда либо исполнявший роль Вамадева! Кроме того, он показывает богичность аккуратно и тонко — и так, как мне кажется правильным. Полупрозрачная спокойная полуулыбка не_человека, который уже знает, что ему сейчас скажут. И чем всё закончится.  Он очень спокойный — не деревянно наплевательский, а такой… всемогуще всезнающий. И ещё от него хочется улыбаться. А если вдруг кому-то стало скучно смотреть на невозмутимого Бога, то пожалуйста — периодические лила, игры в человеческих формах к вашим услугам! Там Мохит демонстрирует богатую палитру настроений, троллит, переодевается, веселится, поёт песни и танцует танцы )

Впереди у меня ещё много серий, нерассказанных историй и приключений (не думаю, что хоть что-то авторы упустят). Остаётся лишь порадоваться, что серий аж 820! Хар хар Махадэв!

 

3 комментария
  1. Борис Левит-Броун

    Очень мне понравилась интонация вашей заметки… или обзора. Вы знаете больше меня. Расскажите мне о Маданикей подробней, если знаете. Они её там «ругают» куртизанкой, а мне это очень важно знать, потому что как по мне — куртизанца или женщина, одаривающая любовью, самая важная персона на земле. Этого не понимают. Буду вам чрезвычайно признателен, если расширите мои познания. Я тут бешеную книгу пишу… про всякие «сладкие вещи». Ну, как мужчина может… сами понимаете — Кхаджурахо, и тому подобное… ну было ж у них, у индусов-то. Ни у кого такой парадоксальной священной дерзости на храмах не встретишь. Потом Калидаса писал всякие восхитительные «непристойности»…
    Расскажите о Маданикей — прошу. Мне она важна. Ведь именно на её моление отозвался Шива… ну да, он там ещё, якобы, статус Праджапади бережёт, но такому болвану как Праджапади (цивилизатор, блин… такой же мОдак рисовый, как и остальные цивилизаторы) и слова доброго жалко, а Маданикей — ключевая фигура.

    1. Alta

      День добрый, Борис! Знаете, судить по сериалу, да еще и развлекательному (почти детскому), неких персон (может быть в реальности даже и близко не существовавших) и писать об их влиянии на божественные фигуры — дело довольно неблагодарное. А если рассуждать о Маданикей как об идее или принципе, то ту вам ни сериал не нужен, ни мои слова — чувствуйте себя абсолютно свободно. Удачи вам с книгой )

      1. Борис Левит-Броун

        Ладно, спасибо! Так и поступлю… даже уже поступил. Ориентируюсь не только на сериал, интернет полон всяческих умствований версий мифологических и пр. и пр…. ищу, нахожу, но свою эгоигстическую тему не забываю… и искренне намерен врать так же самозабвенно, как это делают мифы и их множественные интерпретаторы.
        Ещё раз спасибо, извините беспокойство!
        Вего вам прекрасного,
        Борис

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*