Rahul Acharya — интервью (одисси)

Rahul Acharya - odissi

Очень необычными и случайными путями приходят идеи о том, что бы написать в блог. Основой этого поста стало любопытство. Я случайно увидела рекомендацию посмотреть видео танцора одисси, не смогла оторваться от него, а пересмотрев всё, что было на Youtube, стала любопытничать дальше — то, как двигается Рахул Ачарья — это врождённый талант или колдовство? Как вообще появляются танцоры с таким ощущением пространства и точностью в движениях? Хорошо, что есть интернет интервью — данные из первых рук. Прочтённым (и переведённым) делюсь с вами.

Интервью TheHINDU.com

автор —  Ambili Ramnath, 17 ноября, 2011 г. (ссылка на оригинал)Foto: Dárida Faggi Apresentação com Rahul Acharya

Про Рахула Ачарью можно сказать, что танцевать одисси он научился раньше, чем ходить. Это случилось в 3 года и вот уже за его спиной четверть века танцевального опыта (сейчас Рахулу 34 года). На этом пути он многого добился. Рахул — первый и самый молодой танцор-мужчина стиля одисси, удостоенный престижной награды Ustad Bismillah Khan Yuva Pratibha Puraskar от индийской национальной Академии музыки и танца (Sangeet Natak Akademi), стипендиат Министерства культуры Индии, представитель индийского Совета по культурным связям, частый гость на Doordarshan (индийский государственный телеканал), и это лишь малая часть его достижений. Ниже — выдержки из интервью для портала TheHindu.com.

Как всё случилось

Да, на самом деле довольно странно, что мальчик из семьи чиновников, врачей и инженеров выбрал танец своей профессией и усердно им занимался. Ребёнком я присутствовал на уроках сестры, и гуру заметил мой интерес. Он, вероятно, подумал, что я как кусок глины — идеальный исходный материал для придания любой формы, и обратился к моей матери с предложением учиться. Будучи женщиной прогрессивных взглядов, она согласилась, и так начался мой танцевальный путь в одисси. Родители, однако, настояли и на традиционном образовании, поэтому у меня есть степень магистра в биотехнологии, которую я получил после окончания университета в Бхубанешваре, без отрыва от занятий танцем.

Происхождение

Я из семьи служителей Господа Джаганнатха в Пури. Моя мать Бинапани первый инженер-химик в штате Орисса, отец, К. П. Ачарья, состоит на государственной службе.

Известный гуру

Мне посчастливилось учиться у знаменитого гуру Дурга Чаран Ранбира (Durga Charan Ranbir). Он является одним из лучших учеников легендарного Дебапрасад даса и отвечает за сохранение наследия его школы в одисси, а так же популяризует её в мире. Так же он основатель «Nrutyayan», где осуществляет профессиональную подготовку студентов в стиле одисси.

Foto: Dárida Faggi Apresentação com Rahul AcharyaКарьера в танце

Я выбрал карьеру танцовщика одисси осознанно, прекрасно понимая, что одисси — женская территория. Я знал, что он считается «ласья» — женственным, и мужчина-танцор рискует прослыть «женоподобным», исполняя его. И это то заблуждение, которое я хотел развеять. Я бы соврал, если бы сказал что мой путь был тернистым, скорее наоборот — семья, которая меня всегда поддерживала, идеальный гуру, учителя в колледже, с пониманием относившиеся к частым пропускам занятий.

Моё искусство востребовано во всех частях света — на самом деле, я путешествую столько же, сколько и танцую! Так же мне нравится проводить лекции-демонстрации, которые хорошо принимают, судя по отзывам из индийских университетов. Сотрудничество с Indian Fine Arts (Италия), международным танцевальным советом (UNESCO) и проекты с малайским хореографом Рамли Ибрагимом — ещё примеры работы, которая доставляет большое удовольствие.

Исследования Одисси и культуры поклонения Джаганнатхе

Джаганнатха всегда был мне очень дорог, думаю, что преданность ему — это то, с чем я родился. Сейчас, с моим опытом в одисси, и, учитывая тесные отношения между одисси и храмовой культурой, я хотел бы исследовать их связь с древних времён и показать историю их развития более полно. Одисси получил статус классического искусства в 1958 году. Но нет никаких сомнений, что ранние формы одисси — как часть богослужений в храмах — очень древние и переплетены с историй храма Джаганнатхи, как свидетельствуют архивы. Танец как часть службы в храме, исполняемой девадаси, упоминается в нескольких пуранах, наряду с самим храмом.

 Rahul AcharyaЭволюция одисси

Девадаси Джаганнатхи более известны как махари (mahari), возможно от «Maha Nari», «благородная женщина», что подчёркивает их высокое положение в обществе. В ходе исследований мне удалось встретиться с многими старыми махари и я слышал как они упоминают названия шастр, такие как «Devadasi Nrutya Paddhati» от Narayan Mishra, «Nachuni Vidhi» от Madhu Pattnaik, «Niladri Nacha» от Mukta Mahari. В «Натьяшастре» Бхарата-муни приводится классификация танцев разных районов и стиль Удра-Магадхи (Udra-Magadhi style) может быть танцем того региона, что сейчас известен как Орисса. История одисси на протяжении веков испытывала влияние королевских особ, бравших этот вид искусства под своё покровительство, движения бхакти, развитие вариации «goti pua» (танец, исполнявшийся вне храмов мальчиками). Танец даже был не слишком одобряемым в общесте, о чём свидетельствует пренебрежительный термин «Odiya nacho», обозначавший одисси в недавнем прошлом. Ратикант Мохапатра, старший сын Келучарана Мохапатры, работает вместе со мной над исследованием, целью которого будет описание истории наследия одисси не столько через письменные источники, сколько через графические, такие как рисунки в пещерах Rani Gumpha или скульптуры в храмах Parashurameshwara, Lingaraj, Konark и Jagannath (более подробное изложение работы  — статья на сайте Narthaki.com  A SYSTEMATIC ANALYSIS OF ODISSI DANCE).

***

Из интервью канадскому журналу Georgia Straight

автор —  Janet Smith, 26 октябя 2011 г. (ссылка на оригинал)

Выбранное Рахулом танцевальное направление, с характерной грацией и тонкой, женственной эстетикой, требует необычайной дисциплины. На мастерклассе фестиваля «Gait to the Spirit» Ачарья рассказывал об истории одисси, и так же затронул тему своего ежедневного распорядка.

Его день начинается в 3 утра с будильника и энергичного часа занятия йогой (продвинутого уровня). Затем, если он дома, в Индии, он совершает долгую прогулку в лесу неподалёку и возвращается на двухчасовую танцевальную тренировку. После чего он совершает служение в местном храме, проводит классы для студентов (в том числе и заграничных), ланч, короткий дневной сон, сорокаминутная пробежка для разогрева и бодрости и — ещё преподавание, до самого вечера.

Rahul Acharya«Это изнурительный график, но он того стоит, — говорит Ачарья, — танцевальное искусство одисси должно выглядеть привлекательно даже для тех зрителей, которые не имеют глубоких знаний об индийской культуре». Чуть менее известный, чем, например, бхаратанатьям, стиль одисси вырос в храмах, посвящённых Господу Джаганнатхе, широко почитаемому на востоке Индии.

«Когда ты исполняешь индийский классический танец, чьи корни уходят в храмы, с обширным духовным контекстом, ощущение божественного проходит сквозь него, — добавляет он, — Согласно писаниям, мы всегда считали танец всеобщим языком. Не нужно объяснять, не нужно ничего говорить — если это история Господа Кришны, например.

Я выступал в городах и странах, где люди очень мало знают об индийской культуре — о сюжетах танцев и о том, что изображается, — но они всегда понимают чувства и эмоции на сцене».

***

Официальный сайт www.rahulacharya.in

Лучшие видео:

South Asian Dance Retreat

Ganga Taranga

Ahe Nila Saila

Много неофициальных фотографий во время визита в Японию в 2015 году (здесь)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*