Рама Вайдьянатхан — интервью (бхаратанатьям)

Перевод небольшого интервью с Рамой Вайдьянатхан  (Rama Vaidyanathan) из The Hindu, взятого в январе этого года. Одна из самых ярких танцовщиц стиля бхаратанатьям говорит об обязанностях учителя, о молодом поколении и о будущем.

Интервью TheHINDU.com

автор —  Hareesh N. Nampoothiri, 14 января, 2016 г. (ссылка на оригинал)(2)

Thematic Bharatnatyam Dance Recital - "SHIVOHAM" by Smt. Rama Vaidyanathan

Margazhi (14 декабря — 14 января, тамильский месяц, так же — театральный, музыкальный и танцевальный сезон в Тамил Наду) — месяц, когда Ченнай переполнен танцорами и музыкантами. Однако разрушительное наводнение заставило многих артистов спросить себя — будет ли уместна их работа в такое время. Некоторые предпочли не выходить на сцену, другие же решили придерживаться запланированного графика выступлений, одновременно оказывая помощь пострадавшему региону различными способами. Рама Вайдьянатхан (Rama Vaidyanathan) из последних. В интервью TheHindu она рассказывает о своём выборе как танцовщицы и преподавателя.

Что заставило вас не прерывать концертную программу в Ченнае?

Танцоры часто жалуются, что танец воспринимается людьми как что-то несерьезное. Я увидела возможность это изменить, показать, что артисты даже в таких непростых ситуациях могут выступать и не оставаться в стороне. Если же говорить о целесообразности, что стоит отметить, что организаторы долго размышляли и взвешивали все варианты, прежде чем принять решение о продолжении намеченных мероприятий. Я чувствовала, что отправляюсь в Ченнай не только танцевать, но и сделать что-то полезное.

В прошлом году вы представили зрителям программу «Brahmakalpa». Что нас ждёт в этом году?

Я выбрала два традиционных произведения — «Sringaralahari» в раге neelambari и «Khamas varnam» от Понния Пиллая (Танжорский квартет). В качестве контрастного элемента в выступление я включила thumri, набор композиций под музыку хиндустани. В завершение — abhang (жанр поэзии на языке маратхи, воспевающий бога Витхобу (Кришну)) от поэта-святой Джанабай (Janabai). «Jeevadasavastha» — ещё один проект, только что завершенный и представленный на конференции «Natyakala», танцевальное представление, показывающее 10 этапов жизни.

Кажется, что вам одинаково легко работать с традиционными и современными темами. Есть ли разница в подходе?

Я использую современные темы в классических, полуклассических и неклассических танцах. Что касается подхода к ним, то это больше как я интерпретирую их. Когда танцуешь падам, варнам, киртанам или тиллану — это сложившиеся, традиционные формы. Но когда я работаю с чем-то современным, как например в «Brahmakalpa», то внутренняя логика композиций определяет, как они будут выглядеть. Я не стараюсь загнать их в строгие рамки освященного временем выступления, я скорее позволяю им создать собственной музыкальный и композиционный формат.

1902984_10205338501248450_2282925987468123847_n

Традиционно аккомпанементом для бхаратанатьяма выступала музыка стиля карнатик. Но сейчас всё чаще танцоры экспериментируют с разными музыкальными стилями и западными инструментами. Что вы думаете по этому поводу?

Эксперименты очень положительно влияют на эволюцию танца. Нет традиции, намертво застывшей в развитии, должно быть движение, переход. Если танцоры расширяют границы или привносят что-то новое — музыку, стихи, освещение, что угодно — это ведёт танец нехоженой дорогой. И в минуту выбора этой самой дороги ты получаешь больше внимания зрителей к собственно танцу. Очень важно привлекать новую аудиторию, исследуя новое в танце.

«Chithravalli», ваша собственная программа, наполнена музыкой стиля хиндустани. Чем объясняется такой выбор?

В «Chithravalli» я работала с миниатюрами, написанными под патронажем северо-индийских царей. Костюмы, обстановка — всё настолько северное и чтобы поддержать этот стиль, я использовала музыку хиндустани.

Бхаратанатьям, пожалуй, самый популярный классический стиль в стране. Конечно, это приносит пользу танцорам, но помогает ли бхаратанатьяму как форме искусства такая распространенность?

Конечно, танец выигрывает из-за этого звания. Когда ты преодолеваешь границы одного стиля, твой словарь танцевальных форм расширяется. Это как учить новые языки — можно общаться с большим количеством людей.

Но равным образом для танцора важно начинать экспериментировать только после того, как он станет мастером классического варианта танцевальной дисциплины. И тогда, что бы не было придумано и добавлено, он может быть уверен, что танец будет выглядеть достойно, не подвергнется насмешкам и зритель восхитится: «Ого, ты смог это сделать в бхаратанатьяме!»

Rama VaidyanathanПомогает ли преподавание развитию исполнителя или нет?

Да, преподавание помогает танцору выступать лучше. Во-первых, необходимо практиковать то, чему вы учите. Это очень важно для выступающих учителей — использовать собственные методы для улучшения собственного танца. Если ты хороший исполнитель, то это конечно, поможет набрать достаточно учеников, но не обязательно поможет их хорошо научить. Кроме того, тебе должно нравиться преподавать.

Студенты получают преимущество, когда они обучаются у известного выступающего преподавателя…

Несомненно. Я учу моих студентов танцевать, а также поддерживать правильную позицию тела, развивать выносливость… Как танцовщица, я лучше понимаю особенности женского организма и могу поделиться с ними множеством полезных вещей.

Говоря о преподавателях танца —  часто встречаются такие, кто величает себя «гуру», но некоторым из них по двадцать-с-небольшим лет. Что вы думаете об этом?

Вы должны использовать слово «гуру» в отношении себя только когда в состоянии исполнять обязанности гуру по отношению к ученику. Быть гуру — это не только учить танцу, но и вдохновлять всесторонне и всеобъемлюще, не только как танцора, но и как человека. Как и в любой другой профессии, у танцора-учителя тоже есть обязательства. И чтобы их открыть и понять, гуру питает и оттачивает мастерство своих студентов. А все эти молодые преподаватели всего лишь учат тому, чему научили их. Они могут хорошо преподавать, но дорасти до «гуру» они смогут гораздо позже.

Танец всё больше становится коммерциализированным, много денег тратится на построение карьеры…

Много денег, усилий и времени тратится на выступления, нежели на подлинные знания, обучение и практику.

Это действительно необходимо?

Многие молодые танцоры не имеют терпения. Если вы намерены забраться на крышу, то вам придется подниматься медленно, шаг за шагом. Вы не можете перепрыгнуть сразу через пять ступенек, а если и можете — то вероятность оступиться и упасть очень велика. Постепенное движение требует большого терпения, важны целеустремленность и тяжелая работа. Вы должны быть абсолютно уверены, что пройдете до самой вершины, сделав всё что нужно в полагающееся время. Люди, которые слишком спешат, не имеют уверенности в себе.

Как вы думаете, какие изменения произойдут в бхаратанатьяме, скажем, лет через десять?

Я думаю, что у бхаратанатьяма большое и светлое будущее. Это не значит, что он не великолепен сегодня. Но я вижу столько умных, занимающихся молодых людей, которые выбирают его в качестве профессиональной деятельности. Сейчас танцоров гораздо больше, чем в предыдущем поколении.  Именно это позволяет мне уверенно сказать, что у бхаратанатьяма все будет хорошо.


Официальный сайт www.ramavaidyanathan.com

Лучшие видео:

Выступление с программой Akhilam Madhuram 2013

Выступление в Дели 2014

Выступление в Дели 2015

Выступление в Нью-Йорке 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*