Мастер-класс Суджаты Мохапатра (одисси) в Москве

Мастер-класс по одисси Суджаты Мохапатра в Москве - ноябрь 2016

Приезд в Москву танцовщицы такого уровня как Суджата Мохапатра — событие не только для изучающих одисси, но и для всех любителей индийского классического танца. В этот раз мне повезло вдвойне — увидеть не только концерт (будет 17 ноября!), но поприсутствовать в качестве фотографа на уроках. Наблюдать настоящего профи, видеть в живую в рабочей непринуждённой атмосфере, анализировать умение учить, важные моменты, на которые делается акцент — бесценно для любого стиля. Спасибо за такую возможность (и организацию события) Елене Князевой (театр индийского танца «Омкара»)!

Очень люблю самый первый день (или даже час) мастер-классов — преподаватель знакомится со всеми, как капитан проверяет готовность команды, предвкушение и максимальная сосредоточенность, «старички» рады, «новички» в боевой готовности. Так было и в этот раз. Суджата-джи начала не с разучивания хореографии, а с разминки и традиционных степов, внимательно рассмотрела буквально каждого и поправила увиденные неточности или ошибки. Для сюжетной части танцев она прошлась по знанию участниками хаст одной и двух рук и точности их выполнения. Кроме того, был небольшой кусочек «о ритмах» — проговаривания слогов на разных скоростях (совсем как у нас в летнем лагере).

Замечание 1: при повторении шагов танца Суджата просит проговаривать слоги ритма вместе с движениями. Say the bol! Раньше я думала, что они заучиваются по остаточному принципу — слышишь их миллион раз, пока учишь танец, и хочешь-не хочешь, запомнишь. Оказывается, нет. Теперь интересно послушать — эти же слоги пропеваются в музыке или они будут «техническим», «внутренним» текстом, как например, у нас в алларипу.

Поскольку индийская классика пропитала одними принципами, то услышать их ещё раз из уст гуру — не лишне. Суджата-джи говорила о grace — изяществе, грациозности — на примере саньюта и асаньюта хаста — жестов для одной и двух рук. Иногда, когда мы их повторяем, то пальцы слишком напряжены или слишком расслабленны. Это неверно. Хасты выходят растопыренными или скомканными, ты «говоришь» ими невнятно. Ещё одна беда — когда их «кидают», как рэперы, механически, резко и не думая. Grace идёт изнутри и отражается во всех движения танцовщицы, от пальцев в жестах до тела в степах. Когда Суджата объясняла и показывала, её и без того ровная спина вытягивалась ещё больше, запястья начинали двигаться плавно и округло, она подавалась вперёд, как будто готовилась взлететь и на губах проступала легчайшая очаровательная улыбка. Понимание и прочувствование каждого самого малого движения даже на тренировке — это то, что отличает индийские классические от фитнесс-упражнений.

Замечание 2: про вежливость. Суджата напомнила и попросила соблюдать простые и общие правила поведения в классе индийского танца — через зал новопришедшим не бегать, без разрешения не отходить, опоздавшим занимать места в конце зала. А такие особенные вещи, как пранам в начале и конце занятия и поприветствовать (и поблагодарить за науку) учителя, прикасаясь к его стопам, все и так знали.

Важное напоминание о разминке: Суджата всегда начинает с неё занятие (так же как и её русские ученицы преподаватели — см. уроки одисси с Еленой Князевой) и в один из дней даже подробно объяснила, почему. Простые разогревочные упражнения (в которые входит и сурья-намаскар) подготавливают тело к более специфической нагрузке и обеспечивают безопасное танцевание. Разминкой нельзя пренебрегать. Никогда. Следующий этап — это степы (адаву), они греют уже более точечно, потому что в танце задействованы необычные комбинации мышц и движения суставов. Необязательно делать все возможные варианты или изнурять себя до седьмого пота, но заботится о долгой танцевальной жизни стоит на каждом уроке.

Замечание 3: Про непосредственно преподаваемые хореографии не могу сказать, насколько они сложны, новы или особенны, но это красивые и скоростные танцы, требующие большого внимания. А их свежевыученные куски можно было ещё раз уложить в голове в соседнем зале в комфортном темпе после окончания класса. Очень здорово — не растрясти, пока добираешься до дома, а повторить и даже спросить у коллег, если вдруг что подзабыл от обилия впечатлений.

Из не озвученного, но очевидного — «направление» общефизической подготовки для классики. Лучшие танцовщицы одисси Москвы и сама госпожа Мохапатра имеют безупречно ровные спины, которые не теряются, когда они пьют воду, разговаривают в перерывах, настраивают музыку или сидят в телефонах. А на занятии у них — самая низкая посадка и самые развернутые колени. Так же живьём рассмотрела конструкцию «опущенные плечи при поднятых руках» — незаметная мелочь, которая сильно меняет впечатление от танцовщицы. И конечно, растяжка — без неё никуда.

Замечание 4: про учить. На всех классах присутствовало как минимум 4 русскоязычных преподавателя, и Суджата-джи часто обращала внимание на детали процесса обучения. Например, она сказала: вы, как учитель, должны делать в 10 больше чем ученики, чтобы они научились. Можно объяснить словами и они вроде бы даже поймут. Но чтобы это понимание закрепилось — надо показывать много раз на собственном примере, чтобы ученики копировали хороший, правильный образец.

Итак, что у нас есть — удивительно внимательный преподаватель мирового уровня; неделя, наполненная творчеством и радостью; большое и дружное коммьюнити стиля одисси и много-много танца. Совсем неплохо для ноября в Москве 😉

Полезные ссылки:

Суджата Мохапатра — лучшая танцовщица одисси современности

Обучение одисси в Москве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*