Мастер-класс Сангиты Исваран (бхаратанатьям) в Москве

Мастер-класс Сангиты Исваран (бхаратанатьям) в Москве

Вот и на нашей бхаратанатьямовской улице наступил праздник: в ноябре культурный центр им. Дж. Неру с мастер-классом посетила Сангита Исваран (Sangeeta Isvaran), танцовщица, хореограф и общественный деятель из Ченная, Индия. Иногда мне кажется, что люди не всегда точно знают что происходит на таких мероприятиях, чего ожидать и вообще — надо ли им туда, поэтому дополнительная информация не помешает: классы оказались настолько замечательными, что в следующий приезд Сангиты я бы записалась на них первой! В этот раз по ряду прозаических причин пришлось быть только фотографом 🙂 Впрочем, обо всём по порядку.

Официальный пресс-релиз гласил следующее:

Фонд «Нритья Сабха» и Культурный центр посольства Индии в Москве приглашают вас на уникальные мастер-классы по пантомиме (абхинае) в бхаратанатьям от потрясающей Сангиты Исваран (Ченнай, Индия), которые состоятся с 18-25 ноября 2016 в Культурном центре посольства Индии.
В процессе обучения вы познакомитесь:
1. с основой абхинаи,
2. с «арутхам» — использованием энергии центральной чакры для достижения наибольшей выразительности в танце
3. с основными техниками построения связи или расы со зрителем.
В программе: изучение танцевальной композиции о Нараяне (боге Вишну), которая открывается с «пушпанджали»  (подношения цветов).

На практике мастер-класс выглядел как 7 дней с 2-х часовыми занятиями, подробнейше разбирался киртанам о Нараяне (композиция, сочетающая элементы чистого танца и пантомимы), который начинался с пушпанджали. Первый час — техника (причём Сангита предложила два варианта — более лёгкий и «нормальный»), второй — абхиная на примере изучаемого танца с обширными теоретическими и практическими ответвлениями. Интересное предложение для начинающих&любопытных — присутствие за полцены.

**

Занятие начали с пения мантр и это было действительно впечатляюще — Сангита превосходно поёт, а хор из 20 голосов предавал исполнению какую-то неземную величественность. Этот wow-момент сменился первой частью урока: разбором техники заявленного танца. Конечно, скромный зал культурного центра был маловат для такого количества людей, но Сангита успевала расставлять и организовать так, что всех видно, никто не толкается, — одна группа, две, выход отсюда, выход оттуда + наши танцоры  имеют железную закалку и могут учиться в любых условиях.

Необычайно бодрое преподавание, понятный английский (впрочем, с переводом по требованию), никакого языкового барьера! Сангита говорит ещё на французском и испанском, а в течении занятия выучила и правильно произнесла столько русских слов, что, я думаю, через неделю ей не составит труда провести лекцию-демонстрацию на русском 🙂

С первого взгляда занятие кажется слишком энергичным (например мне, любителю тихо потупить), но, видимо, эта прекрасная девушка уже давно преподаёт и имеет в своём арсенале много методов, чтобы на мк эффективно обучались самые разные люди. Небольшие паузы, что бы можно было сосредоточится и сделать шаги в своём ритме, остановки на вопросы и прояснение непонятного, «мысленное танцевание» (сесть, расслабится, закрыть глаза, слушать пропеваемый счёт и мысленно медленно сделать все движения) — помогают запомнить и глубже понять материал.

«Мастер-класс не для совершенства, — говорит Сангита, жизнерадостно улыбаясь, — а для понимания. Не надо требовать и ожидать от себя идеального исполнения незнакомой хореографии немедленно! » Это прозвучало в тот момент, когда я стала думать, как хорошо мне не стоять сейчас бревном в тренировочном сари среди преподавателей и танцовщиц со стажем.

Она — настоящий энерджайзер, активная, весёлая, живая, при  этом чётко ведёт группу по намеченной программе и никого не оставляет без внимания. Ее эмоции сменяются так быстро, что не поспеваешь снимать, и это, пожалуй, тот случай, когда фото совершенно бессильно, а видео — и в половину не передаёт обаяния. Участники мастер-класса постоянно срывались в смех, потому что невозможно с постным лицом смотреть как Сангита-джи пародирует и передразнивает, показывает как не надо и просто метко шутит на наши танцевальные темы. Напряжение, скованность и звериная серьёзность? Только не здесь!

Запись и понимание счёта изучаемого киртанама были  мостиком между нритта и нритья кусочками. Подробнейшая запись слогов и их положение на счет — magic, который всё ещё от меня ускользает. «Это очень помогает танцору«, — говорит Гаура Натарадж и ему сложно не верить, но пока мой уровень не позволяет ощутить это в полной мере. Но на мк я хоть не писала, не считала и не отбивала ритм, но почувствовала, что на пару ступенек приблизилась к пониманию тала-магуйства.

Второй час был посвящён абхинае. Стало понятно, почему весь мастер-класс заявлялся о пантомиме. Сангита очень подробно останавливается на общих принципах и законах выразительности, показывает, как это работает — или не работает, обращает внимание на малозаметные, но важные нюансы. Это не просто «запишите руки», а открытие понимания актёра-танцора, вдохновение и восторг, а история с Нараяной — наглядный пример.

Чтобы немного набросать масштаб: первая строчка, наш любимый тамильский, повторяется три раза. В каждом из повторов — три разных выражения на лице, которые подкрепляются жестами. Причём это не только шевеление лицевыми мускулами, а движение души. Сангита объяснила, что «некоторые думают, что показать, например, Вишну, означает показать чакру, раковину, серёжки в форме рыбок. Нет! Нужно стать Вишну, почувствовать и прочувствовать его изнутри, потому что если вы не верите в то, что изображаете — никто не поверит вам.» Добавим сюда смену лирического героя через строку, признаки пола, возраста и божественности…

Аж мороз по коже пробежал от неподъёмности задачи — не только техника, но и очень много выразительности, причём без стыков, зазубрин и кривляния. «Безбрежный океан» бхаратанатьяма во всей красе. Кажется, в этот момент, меняя аккумулятор в камере, я подумала, а не слишком ли самонадеянно замахиваюсь на звание «танцовщицы»?

Ещё интересное замечание про «громкость» изображаемого. Выступление крепко замешано на раса, сложном понятии индийской культуры, означающем зрительское переживание и сопричастность. И представьте, говорит Сангита, вы стоите на сцене перед пятью тысячами зрителей и что-то тихонечко делаете лицом. «Что-что?…», — скажет зритель, нацепив монокль и будет совершенно прав. Выразительность, не скатывающаяся в болливуд, уместная, но достаточно яркая. Холодным северным варварам над этим нужно работать особенно усердно 😉

Одной  из наиболее важных концепций индийского искусства является «раса» – эстетическое восприятие или переживание. Целью является пробуждение прекрасного ощущения, разжигание эмоций, возникающих от ощущения эстетического наслаждения. Чувства (бхава), иллюстрированные в танце, объективны и распределены между исполнителем и зрителем. Танцору необходимо погрузится в определённое настроение для того, чтобы изобразить то или иное чувство. Зритель, в свою очередь, наблюдая искусную пантомиму (абхинаю) танцора,  начинает ощущать это настроение, понимать то, что хочет донести до него  танцор и, таким образом, начинает ощущать чувство эстетического наслаждения или расу. Она  служит ответом на бхаву. Если зритель воспринял бхаву, то она порождает в нём расу или наслаждение бхавой.  Если абхиная разыгрывается с чувством, то танцор, даже не прибегая к словам, может вызвать у зрителя  понимание и сопереживание заложенным в танце идеям и чувствам. Радость зрительской сопричастности и сопереживания, «раса», вероятно, то, что понимал Аристотель по отношению к театру, употребляя термин «катарсис». (nrityas.ru)

Сангита сама, кстати, не только учила в полную мощь, но и концентрированно изображала верные и неверные варианты. «Если после урока абхинаи болит голова — это нормально, — смеётся она, — иногда ещё и пресс болит, потому что нельзя быть убедительным без работы корпуса!» И она знает, о чём говорит: Сангита Исваран — ученица знаменитой Каланидхи Нараянан, «королевы абхинаи». Тут я тихо слегла в угол с восторгом, потому что это же такая цепь преемственности!

Kalanidhi Narayanan (7 декабря, 1928 – 21 февраля, 2016) известная индийская танцовщица и преподаватель, награждена титулом Padma Bhushan, наградой Sangeet Natak Akademi и Kalidas Samman, автор многих книг и учебных пособий.
Она происходила из браминской семьи, родители неожиданно поддержали увлечение дочери танцем, и с 7 лет Каланидхи занималась у известнейших гуру того времени — Kamakshi Ammal, дочери Veena Dhanam (падамы и джавали), Manakkal Sivarajan (уроки вокала). Легендарный Kannappa Pillai занимался с ней техникой танца,  Chinnayya Naidu и Mylapore Gauri Ammal учили её абхинае. Арангетрам Каланидхи Нараянан станцевала в возрасте 12, после чего выступала ещё несколько раз и была положительно замечена публикой. Многообещающая карьера прервалась в 16 после замужества на долгих тридцать лет. Вернувшись в 1973 году, она не только продолжила выступать и нашла себя в обучении студентов, но и получила звание «королевы абхинаи». Малявика Саруккай, Вани Ганапати, Приядаршини Говинд, Пратибха Прахлад и многие другие танцоры не только стиля бхаратанатьям совершенствуются под её чутким руководством.

Вторая учительница Сангиты — Савитри Джаганнатха Рао (начала преподавать в Калакшетре в 1962 году, выступала вместе с Рукмини Дэви в танцевальных спектаклях. Основатель «Pradakshina» — центра-школы по распространению индийского искусства, культуры и истории, преподаватель, лектор и организатор международных фестивалей и конкурсов индийского классического танца).

Надеюсь, что сомнения о пользе этого мастер-класса развеяны. Кратко: оригинальная хореография, сложенная в память ровными и понятными стопками, глубокие практические и теоретические знания об искусстве абхинаи, музыкальная практика и ритмы, хорошее настроение, мудрый и легкий преподаватель, неделя вдохновения, пищи для размышлений и радости.

**

Полезные ссылки:

О раса — фрагмент (Сахай Кришна)

One Comment
  1. Ирина

    Замечательная статья! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*