Бхаратанатьям: новое поколение

Бхаратанатьям: новое поколение танцоров

Представляю вашему вниманию небольшой пост о молодом поколении танцоров бхаратанатьяма. Наверное, те, кто интересуется историей стиля, без проблем смогут назвать несколько имён старой гвардии — от Гаури Аммаль до Падмы Субраманьян, но бхаратанатьям не стоит на месте и сейчас мировые (не только индийские, да) сцены покоряют совсем другие исполнители. И сегодня речь о них.

Понимаю, что определение «известности», «популярности» и прочих статусных понятий дело спорное и непростое, поэтому — про критерии. Во-первых, изложенное ниже — мое личное мнение. Во-вторых, оно основывается на доступных фактах — наградах, обучении, выступлениях и работе — самостоятельной или в коллективах. К спискам звездных учителей я отношусь хорошо, но с оговорками — недельный воркшоп, конечно, обучение, но он вряд ли окажет сильное влияние на стиль. В-третьих, я принимаю во внимание некий интернет-резонанс. В 2016 году небытие в сети (публикации, фотографии, видео) говорит о многом, но (лично пронаблюдав соотношение интернет- и реальной жизни на примере знакомых танцоров) поправка тут тоже будет. И в-последних — мой самый главный аргумент. Если вся накопанная информация вроде и позволяет сказать о крутости человека, но допущения и сомнения всё-таки не разрешены до конца, — я смотрю видео (если оно есть 🙂 ). Слова и фотографии суть впечатления и «избранное», а видео претендует на объективность (справедливый критик внутри сейчас кричит, что на видео может оказаться не самое лучшее исполнение и я не суперпрофи, чтобы делать выводы, но тем не менее…).

Итак, новое поколение:

Кристофер Гурусами (Christopher Gurusamy)

© SJ Images «Indian Classical Dance Festival 2016» — с Madhuram Academy of Performing Arts и Christopher Gurusamy в The Bryan Brown Theatre.

Кристофер родился в городе Перт, Австралия. Бхаратанатьямом начал заниматься в Kalaivani School of Indian Classical Arts, Западная Австралия, под руководством Джаялакшми Раман (выпускница Калакшетры, первая профессиональная танцовщица бхаратанатьям в Сингапуре, позднее открыла школу индийских классических искусств в Австралии).

«Я начал заниматься бхаратанатьямом, потому что моя мама была танцовщицей. Ещё я занимался джазом, чечеткой, балетом… до шестнадцати лет я не думал о бхаратанатьяме серьёзно».

Он приехал в Ченнай в 2005 году и поступил в Калакшетру, где провел почти семь лет.

«Калакшетра — это самое сложное, что было в моей жизни. Я не знал, что происходит, не знал, как стирать одежду, мне не нравилась индийская еда. Я только очень любил танцевать и поэтому был готов справится с чем угодно. Даже с отсутствием горячей воды, телевизора и интернета».

Кристофер выступал сольно и в составе труппы студентов Калакшетры в Индии и за ее пределами. Он брал уроки абхинаи у известной Браги Бессел (Bragha Bessell). В 2011 г. выиграл в конкурсе Spirit of Youth, а в 2012 г. выступал с  сольным концертом на сцене Krishna Gana Sabha (Ченнай). В том же 2012 он присоединился к Spanda — танцевальному коллективу под руководством Лилы Самсон, с которым работает по сей день.

Посмотрите на высоченные легкие прыжки, на аккуратные движения, изумительные руки, амплитудные наклоны, широкие замахи,  ускользающе быстрые тарикитатомы, чёткость, задор, (и я буду молчать как рыба о эталонности араманди и о пятках!) —  и теперь забудьте обо всём этом. Потому что главное — как Кристофер ослепительно улыбается в нритта pieces и сколько тончайших оттенков эмоций он показывает в нритья pieces.

Вместо тысячи слов:

Отрывки выступления 2012

Варнам 2015

Варнам 2016


Баваджан Кумар (Bhavajan Kumar)

Krishna Gana Sabha 2012 - Bhavajan Kumar Krishna Gana Sabha 2012 Bhavajan Kumar

Баваджан Кумар родился в Торонто, Канада, в индийской семье. В пять лет жизнерадостно танцевал под тамильские мелодии из фильмов, и по настоянию бабушки был отдан в танцевальную школу. Его первой учительницей стала Падмини Анант (Padmini Ananth, ученица Adayar K. Lakshman). В 2006 г. он выступил с арангетрамом под руководством S. Vasu.

«Мне пришлось взять академический отпуск в университете, чтобы приехать в Ченнай. Сначала я хотел закончить обучение, и приехать, но просто не мог больше ждать! Я хотел попасть в Индию и увидеть, чему я научился по сравнению с индийскими танцорами”.

Решение переехать в Ченнай и начать карьеру танцовщика было не самым приятным для его родителей, которые ожидали более «земной» профессии. Но его это не остановило — с 2010 г. Баваджан живёт в Индии.

«Я не принимал ответ «нет» всерьез, и подрабатывал, чтобы купить билет в Ченнай».

Теперь среди длинного списка учителей Баваджана значатся Шиджит Намбиар и Парвати Менон (Калакшетра) (Shijith Nambiar and Parvathy Menon), Брага Бессел (Bragha Bessell), проф. С.В. Чандрашекхар (C.V. Chandrasekhar), он обладатель многих престижных наград и неоднократно выступал на известных сценах не только Ченная, но и Индии, а так же в Америке и Европе. В 2014 году он присоединился к Spanda под руководством Лилы Самсон, став таким образом, самым свежим членом коллектива.

Потрясающая техника, в которой сложно найти изъян, юность, искренность, радость и эмоции через край — в конце концов, в Спанду кого попало не берут. Баваджан так же не родился на индийской земле, в юном возрасте прошел огонь, воду и медные трубы обучения в Индии, теперь — мировые гастроли в составе известнейшего коллектива. Мне он нравится чуть меньше, чем Кристофер, и ещё предстоит понять почему (при прочих равных видео последнего я засматриваю до дыр 🙂 )

Видео:

Nandi chol 2012


 Неха Батнагар (Nehha Bhatnagar)

Nehha Bhatnagar by Inni Singh

Неха Батнагар из Нью-Дели, ученица падмашри Сароджи Вайдьянатхан (Saroja Vaidyanathan). Начала заниматься бхаратанатьямом в возрасте 4 лет, прекрасная представительница стиля Танжавур. Имеет степень бакалавра в области международных отношений (Knox College, США) и магистра в области политологии (Делийский университет).

 «Танцуйте, если действительно хотите… если танец — единственное, что делает вас целостной личностью. Танцуйте, потому что танец — это вы».

Она работала с Dr. Shashi Tharoor (Министр образования Индии) в 2009-2012 году и это вдохновило её объединить любовь к танцу и дипломатии, чтобы говорить о «культурной дипломатии» и «мягкой силе» на международном уровне. Неха привлекает аудиторию (индийскую и зарубежную), организуя новые форматы взаимодействия, или используя давно зарекомендовавшие себя наработки — например платформу интеллектуальных дискуссий TEDx. Культура имеет достаточно власти, чтобы изменить мир, и её организация, Sarvam foundation, является ярким примером.

«Танец — часть меня. Это бескорыстное выражение творчества для зрителей, которое не даёт чего-то материального взамен, но оставляет несоизмеримо большее удовольствие. Это путь, на котором я прикасаюсь к моим корням, знаниям и традициям предков, наследие, которое я не могу потерять…»

Активная промоутерская работа, гуманитарные миссии и общественные задачи Нехи Батнагар, очевидно, занимают много времени. Но танец от этого не страдает — достаточно посмотреть последнее видео с Milapfest этого года. Изысканно женственная, плавная, с необычайно выразительным лицом, — то девочка-подросток, то бессмертная богиня.  Некоторые особенности стиля кажутся недостатками техники, но надо вспомнить, что это Танжавур, а не геометрически правильная Калакшетра, и привыкнуть.  И ещё лично я считаю Неху идеально красивой индийской женщиной© и никакая Айшвария Рай Баччан и рядом не стояла 😉

Видео:

Выступление в Sarvam foundation 2014

Devi Stuti 2015

Javali Milapfest 2016


Митили Пракаш (Mythili Prakash)

Mythili Prakash - by Inni Singh - stunning Bharatanatyam performance..

Митили Пракаш родилась в Лос-Анджелесе, США, в семье известной танцовщицы бхаратанатьям Виджи Пракаш (Viji Prakash), которая перехала в Америку в 1976 году, основала Shakti Dance Company и Shakti School of Bharata Natyam, которые стали развивать и популяризовать бхаратанатьям на новой родине. Митили выступает с 8 лет. Её стиль — танжавур, в зрелом возрасте она обучалась под руководством Малявики Саруккай.

«…танецэто самый приятный способ выразить свои мысли, чувства и переживания. Все, что я делаю, будь то танцы традиционного репертуара или современные работы, так или иначе, явно или намёком, но пронизаны идеей поиска и принятия внутреннего мира».

Впоследствии, жизнь Митили разделилась между Лос-Анджелесом и Ченнаем. В Америке она преподает, организует и поддерживает танцевальные летние интенсивы для студентов всех возрастов. Также, как постоянный учитель в Shakti School of Bharata Natyam, готовит к арангетрамам. В Ченнае она обучается уже сама, в полном погружении в культуру, и выступает. Её сольные проекты, в классическом стиле и более современные, неизменно имеют хорошие отзывы критиков и танцевальных экспертов. Думаю, говорить о обширной гастрольной программе по всему миру даже не стоит.

В последнее время она больше занята массовыми постановками с элементами бхаратанатьяма (например, MARA в сотрудничестве с братом — композитором Адитья Пракаш), а в самое-самое последнее — рождением и воспитанием маленькой дочери. Но свежее видео на youtube намекает, что девушка, представившая бхаратанатьям в прайм-тайм на крупнейшем американском канале, не будет долго сидеть дома, отложив гхунгру.

Видео:

Surya ashtakam 2013

Jwala (solo perfomance) 2016


Медха Хари (Medha Hari)

Amazing grace

Медха Хари выросла в Ченнае и с шести лет обучалась бхаратанатьяму у Аниты Гухи (Anitha Guha). В 2001 году состоялся её арангетрам (в 10 лет).

Медха танцует смесь стилей важувур и панданаллур, с некоторыми добавлениями стиля Калакшетры, что довольно необычно и выделяет её среди других исполнителей. С самого начала своей карьеры поражала зрителей аккуратностью исполнения технических элементов танца, гибкостью и скоростью. Участвовала в большом количестве конкурсов и фестивалей, неоднократно награждена престижными премиями. В последнее время больше участвует в танцевально-драматических постановках своей гуру, и с ними же гастролирует, а так же преподаёт в Ченнае.

Тот самый случай, когда сложно понять, что случилось с чудо-ребёнком середины нулевых — новых видео практически нет, объявления о сольных выступлениях и постановках школы редки, но есть. Однако, умение и красота движений никуда не делись и в любой момент могут засиять в полную мощь, ведь по сравнению с другими танцорами Медха ещё очень молода.

Видео:

Выступление 2014

Выступление 2016


Дакшина Вайдьянатхан (Dakshina Vaidyanathan)

Dakshina Vaidyanathan by Inni Singh
Дакшина Вайдьянатхан родилась в Нью-Дели, в семье с давними танцевальными традициями: её бабушка, Сароджа, и мать, Рама, всемирно известные танцовщицы бхаратанатьям. Она начала танцевать в 4 года, активно принимала участие в выступлениях Ganesha Natyalaya, школы, основанной её бабушкой.

«Я росла в нашем доме в Дели, смотря как танцуют мама и бабушка, но сама стала танцевать, потому что почувствовала настоящую страсть к танцу, а не потому, что надо было поддержать семейную традицию».

Дакшина получила профессиональное образование в бхаратанатьяме (институт Indira Kala Sangeet Vishwavidyalaya), кроме того имеет степень инженера по специальности «электроника и коммуникации» (Vellore Institute of Technology). Неоднократный призёр фестивалей и конкурсов, регулярно выступает в Ченнае во время декабрьского сезона с 2013 года. В Ganesha Natyalaya она преподает на постоянной основе и выступает в роли хореографа в ряде постановок. Еще проводит большое количество семинаров и обучающих программ как в Индии, так и за её пределами, гастролирует с групповыми и дуэтными выступлениями.

«Мне нравится создавать что-то новое в хореографии, но при этом я очень люблю исполнять традиционный бхаратанатьям. Это действительно развивающийся танец».

Быть танцором в третьем поколении, выступать с Рамой Вайдьянатхан на одной сцене — большая ответственность, но Дакшина, на мой взгляд, справляется прекрасно. Вырасти в творческой обстановке совсем не то, что добрать самостоятельно в зрелом возрасте. Очень хочется посмотреть традиционный маргам в её исполнении, потому что для понимания ньюансов нужен опыт, которого у меня пока нет. Недавнее замужество Дакшины, на котором присутствовал весь цвет танцевального общества Индии, вряд ли прервёт её многообещающую карьеру.

Видео:

Варнам 2014

Выступление на Milapfest 2016


Киранмей Мадупу (Kiranmayee Madupu)

Kiranmayee Mandupu by Ashwin Kireet PhotographyКиран родилась и выросла в Хайдерабаде, Индия, бхаратанатьямом стала заниматься в 6 лет, в подростковом возрасте забросила обучение, но ненадолго. В 2011 году состоялся её арангетрам под руководством гуру Хемамалини Арни (более 40 лет преподаёт в Хайдерабаде, воспитала более 400 учеников, продолжательница школы Kanappa Pillai и Ramaiah Pillai, первая ученица Баласарасвати). Киран танцует в стиле важувур.

«…в наши дни танцовщице приходится быть самой себе организатором. Чтобы привлечь новую аудиторию следует ответственно относится к классическому искусству».

В танце объединяет ритмичную, быструю и сложную нритту (характерную для стиля важувур) с зрелой, яркой и привлекательной абхинаей. Сочетает в себе много умений — инженерное образование, графический дизайн, писательство, интересуется музыкой и живописью, волонтёрит в танцевальных лагерях по всему миру и на родине, ставит собственные танцевальные программы.

Мне Киран кажется очень выразительной девушкой, она прямо искрится удовольствием от танца, вспыхивает глазами даже в технических кусочках — ananda в чистом виде. А если почитать её простые и искренние посты в блоге и фейсбуке… ♥_♥

Видео:

Отрывки маргама 2014

Shiva alarippu

Выступление 2016


***

По каким принципам набираются выступающие на фестивали? Можно ли быть локальной ченнайской звездой и ни разу не засветится за пределами? Пиар и раскрутка против истинного таланта? Пробиваться в классике, а потом отрываться в новаторских постановках? Зачем мне это? Много вопросов 🙂

На этом я заканчиваю обзор, в полной уверенности что пропустила значительное количество интересных имён. Крайне редко обращаюсь к читателям, но — а кого из восходящих звёзд мирового и индийского бхаратанатьяма знаете вы?

*спасибо за чудесные фотографии для этого поста всем фотографам и интернету! Больше фотографий — по ссылкам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*