Заметки о занятиях (декабрь) — 6

Суматошная осень подошла к концу, как будто ее и не было — вот только тепло и лето, а вот уже готовимся к новому году и уточняем расписание на январь. И как ни крути, но надо подводить итоги, оглядываться на прошедший год и писать «отчётный» пост. Поехали!

Меня часто спрашивают: ну вот ты работаешь, танцуешь, а ещё чем занимаешься? Ставит в тупик. ЧЕМ Я ЕЩЁ ЗАНИМАЮСЬ.
Я каждый день ухожу в 7 утра, прихожу в 10 вечера. ЧЕМ ЕЩЁ ЗАНИМАЮСЬ.
Сплю, иногда ем.
(c) народное

Из всех итогов выберу два направления — путешествия и бхаратанатьям. Так получилось, что они тесно переплетаются и дополняют друг друга.  Год 2016 начался для меня в Таиланде, на маленьком острове, с двухчасового фейерверка, тёплого песка под ногами и мерцающего океана. Ещё было много вкусной утренней йоги и самостоятельные занятия бхаратанатьямом «как в Индии» — при жаре и влажности. Двадцати минут адаву в тенёчке хватало, чтобы остаток дня переползать только от воды до гамака, попутно прихватывая что-нибудь холодненькое. В уже более обжитой части страны я зависала в индуистских храмах, пытаясь вообразить — каково это — танцевать вот тут, на прохладном мраморном полу, в окружении огней, со зрителями — или без них. Священники щедро отсыпали благословения, а я переносилась на пару столетий назад и представляла, представляла…

В марте, бегая между занятиями, на которых, казалось, не происходит ровным счётом ничего, и концертами, наполненными настоящим танцем, наконец решилась завести блог о бхаратанатьяме, потому что впечатления копились, а друзья уже мученически закатывали глаза на очередное «танцевальное».  Оказалось, что блог прекрасно дисциплинирует внутренних богинь демонов, заставляет внятно формулировать и учиться писать, развивает воображение, повышает настойчивость и немного подлечивает социофобию. И — неожиданный эффект! — нравится кому-то еще! Спасибо мои читателям! Без вас было бы не так интересно. Через 37 постов, 17 концертов, 2 мастеркласса и 1 танцевальный лагерь начинаю понимать, почему танцоры не ведут развесистых дневников с многословными описаниями, красивыми фотографиями себя и прочими приятными глазу штуками — 90% времени занимают не отличающиеся разнообразием тренировки (а самые суперфоточки — взмыленный ты и зал). Но — продолжаю писать, исследовать, фотографировать и рассказывать 😉

В середине года по расписанию случился летний лагерь по бхаратанатьям в Айнажи (Латвия). Встреча с друзьями, новыми и старыми, попытки справиться с собой и с танцем, реки и океаны концентрированного опыта и мудрости старших товарищей, неизбежные размышления о смысле жизни, Вселенной и всего такого, где-то по периметру — чумовые хореографии, отложенные про запас с пометкой «исполнять великолепно» и долгие прогулки у моря. Вроде бы ничего нового, но Айнажи — волшебное место, и организуют лагерь не менее волшебные феи. В 2016 году я впервые вышла на сцену как танцовщица индийского классического танца. Назвать это выступление первым не могу, но и сказать, что не выступала — тоже. Нулевое. Проба всего — салангай, костюма, макияжа, сцены,… альты. Незабываемые впечатления. И очень хочется продолжить в 2017 году. Больше, лучше, чаще … легче, искреннее, радостнее!

Осенью я продолжила собирать приключения на пятую точку — пришло время ехать в горы. Двухнедельный трек в Гималаях, подъём на высоту 5416 м (запомнила эту цифру навсегда 🙂 ), невероятно разный Непал, много благословений от самых разных конфессий и ещё больше всяческих мыслей про то, как жить дальше. Ничто так не способствует самоосознанию, как физическая активность на пределе возможностей и нехватка кислорода. И если лагерь в Айнажи придал турбо ускорение моему танцевальному «я», то треккинг организовал волшебный пендель в социальность. А живые храмы Катманду добавили измерение «вечность» в отношения с миром.

И главное танц-событие на конец 2016 года в «Натья Рекха» — мы  выучили алариппу! Да, знаю, что для матёрых танцоров этот радостный вопль звучит как «прочитали поскладам Ма-ма мы-ла Ра-му, очень круто, успех-успех», но для меня (и нашей начальной группы) это действительно большой шаг — первый, от начала и до конца выученный танец, чтобы полировать и улучшать. Путь в тысячу ли, первый шаг и всё такое утираю непрошеную слезу.

Алариппу — начальный танец стиля бхаратанатьям, самый короткий и простой. Содержит в себе элементы чистого танца, без сюжетной части, является своего рода «расширенной визитной карточкой» танцора и его стиля. Музыкальное сопровождение включает слоги-счёт (sollukattu), мридангам, талам и вокал. Танец символизирует древний обряд «Авахана», когда в материю входит дух и она начинает оживать. Сначала движутся глаза, потом брови, потом руки и плечи и… вот все тело совершает чеканные движения под звуки счета натувангама — ритмических проговоров, используемых в танце. (с) Милана Северская

Виджаянтимала исполняет аларрипу (1956 год)

Виджая танцует алариппу, начальный танец из программы бхаратанатьям, многими нелюбимый, потому что сложный, и …начальный. Хочется поскорее перейти к каким-нибудь падамам, варнамам и, даа…. тилланам )))) Показывать свою выразительность. А зачастую её отсутствие. Хороший танцор должен помнить — нет никаких «начальных» танцев, есть начинающие танцоры. Скучных танцев то же нет — есть скучное исполнение. Когда в тебя вошёл классический танец, всё остальное сможешь и подавно. Если после этого оно тебе надо будет, конечно)) (с) А. Водопьянова

Вот тут и добавить нечего — золотые слова от танцора-коллеги по классике (мохиниаттам). Не бывает проходных танцев, старых «не модных» хореографий, — бывает мало работы над собой. Теперь, просматривая исполнения на youtube, обращаю внимание на совершенно новые детали и мелочи. Как добиться скорости? Как не ронять всё, что падает, и не зажимать, всё что сводит? Как быть аккуратной и изящной? Как всё-таки дышать в быстрой части? Hello, practiсe, my old friend…

А главными в уходящем году для меня стали люди — новые знакомые и старые товарищи, учителя, коллеги, семья и танцевальная семья. Вы такие разные и такие классные, спасибо, что были рядом. Увидимся в следующем году! Пранам!

***

В качестве маленького подарка положу здесь ссылку на видео от Елены Винниченко (Елена — танцовщица бхаратанатьям и руководитель студии «Сатвика» (г. Томск), организатор проекта «Абхиная своими руками») — «В лесу родилась ёлочка жестами индийского классического танца».

One Comment
  1. Елена Винниченко

    О, как! Спасибо:) Читала блог — и вдруг…:)

    Кстати, я тоже влюблена в алариппу — несмотря на замечательные варнамы и духзахватывающие тилланы. Когда танцуешь первое алариппу — одно, когда танцуешь пятое — другое, когда смотришь — третье, когда композируешь — совершенно четвертое:) Любой танец становится ступенью к развитию. Да и просто, они — классные!
    Могу добавить, что когда я готовила свой МК «Арангетрам и маргам», то отсмотрела множество алариппу — этот танец совсем не так прост, как кажется на первый взгляд. И у него длинная история — это я как историк, шкуркой чую:). Теперь у меня много вопросов к индийским учителям по этому поводу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*