Лекция №2 «Индийский танец в XX веке: преобразование традиций, формирование стилей, художественные эксперименты

Лекция №2 «Индийский танец в XX веке: преобразование традиций, формирование стилей, художественные эксперименты

Цикл лекций от С. И. Рыжаковой продолжается и очередная рассказывала об истории индийского танца в ХХ веке: преобразованиях, исследованиях старого и поиске нового. Сейчас в перечне классики от Sangeet Natak Akademi 8 танцев — бхаратанатьям, одисси, кучипуди, катхак, мохиниаттам, манипури, катхакали и саттрия. Так было не всегда, и, возможно, в будущем он будет расширен.

С кратким конспектом лекций есть одна проблема — когда слушаешь, информация воспринимается цельными логичным полотном, в котором все взаимосвязано и понятно. А когда стараешься пересказать своими словами, то получается набор анекдотов и исторических курьёзов. Я все равно попытаюсь написать, но повторю — живая лекция гораздо лучше! Кроме того, материал таков, что хорошо пойдет тем, кто уже знаком с основными понятиями, знает хотя бы основные вехи истории индийской классики и несколько примечательных фамилий.

Говоря об индийской культуре (и я уже упоминала в первой части), нельзя ни на минуту забывать, что на большой территории Индии существовало множество полунезависимых финансово и/или культурно государств-центров. Конечно, происходит взаимообмен и они испытывают определенное влияние друг на друга, но разнообразие все равно очень велико.

Искусство — это вопрос впечатления (с)

В Индии с двадцатых годов начинаются глобальные политические и экономические изменения, они затрагивают все сферы жизни, включая национальную культуру и способы ее презентации. В танце это можно описать следующей цепочкой: сначала оформляется понятие собственно индийского танца в противовес западным формам. Пока разделение на стили не нужно, и немногочисленные, но яркие танцоры, выступающие за рубежом, только поддерживают этот ореол ориентальности, танцуя все, что угодно, и еще больше выдумывая в процессе.

Постепенно развивается региональная спецификация. Уже местные традиционные формы танца становятся предметом изучения, гордости и представления за рубежом как культурного достояния. Каждому крупному региону Индии есть чем гордится, для закрепления статуса «классического танца» на государственном уровне выделяют 4 основных стиля — бхаратанатьям, катхак, катхакали, манипури.

Бхаратанатьям по сравнению со своими ранними формами становится более чистым, быстрым, линейным, меняются костюмы, формы обучения, стиль представления. Его статус как главного национального танца растет. Катхак трансформируется из мужского сольного придворного танца в «женский», в 50-е появляются первые женщины-исполнительницы. Катхакали, удивительный в своей сложности танец Кералы, с большим влиянием боевых искусств, оказывается в списке классики благодаря неравнодушному к танцам отдаленных уголков Индии Р. Тагору. Этот неутомимый общественный деятель (а также писатель, композитор, поэт и художник) поспособствовал популярности (или по крайней мере, признанию) еще одного стиля — манипури из Ассама.

Один из наиболее странных танцев-химер манипури включает в себя костюм-бочку, не располагающий к активным действиям, вуаль на лицо, ограничивающую выразительность, происходит от храмовых процессий и в репертуаре опирается на значительное число местных божеств, а не традиционный индуистский пантеон.

Этого мало, интерес к редким танцам растет, и в список постепенно добавляются такие стили, как кучипуди и мохини-аттам. Первый существует довольно давно и имеет ярко выраженные традиции театрально-танцевального выступления, сильно ограниченные при этом запретом на обучение «чужих». В 50-е годы табу постепенно снимается, появляются яркие звезды, не принадлежащие к брахманическим семьям-хранителям, например Ямини Кришнамурти. Происхождение и развитие мохини-аттама связано с «экспортом» тамильского садира старой школы в Кералу и добавлением к нему местных танцевальных форм.

На основе танцев gotipua и mahari Одиши формируется одисси. Из двух параллельных школ — Деб Прасад Даса и Келучарана Мохапатра — вырастает уже третье поколение танцоров, этот когда-то редкий региональный стиль сейчас занимает второе место в мире после бхаратанатьяма по популярности. Одисси имеет стройную грамматику танца и особый визуальный образ, и ему уже не грозит забвение и исчезновение, как некоторым другим танцам, у которых не было достаточно горячих энтузиастов.

Чхау, который в некоторых списках фигурирует как (полу)классический танец Западной Бенгалии, имеет в своей основе не развлекательно-храмовый танец, а охотничье-воинский.

Каждому штату — по своему танцу!, — с таким девизом появляются все новые и новые «классические» формы, и этот процесс происходит даже сейчас. Саттрия, виласини, андхра-натьям, гаудия, марга-натьям — за названиями стоят реальные люди, с которыми можно пообщаться, а какими будут танцы — покажет время. В конце концов, в искусстве как нигде велика роль личности, харизмы, личной упертости и энтузиазма.

Энтузиазм — не противоположность здравого смысла. Это здравый смысл в движении. (c) Питер Маршалл

Следы энтузиастов ведут в начало века — время, когда люди создают практически заново облик современных национальных индийских сокровищ. Они приходят с совершенно разным, и подчас, неподходящим бэкграундом, упорно учатся у немногих живых свидетелей, пробуют все, до чего могут дотянуться, по крупицам собирают материал, выдумывают, смешивают, выступают, выезжают за границу, основывают школы, добиваются признания и уважения. Какой бы долгой и красивой не была история того или иного вида танца, но без учеников и зрителей это всего лишь история. Вот всего несколько имён, упоминавшихся в лекции, и о каждом можно рассказать много интересного.

Ragini Devi (урожденная Esther Luella Sherman) (1893-1982), американка, увлекшаяся индийским классическим танцем, обучалась бхаратанатьяму у девадаси Майсора и Ченная, первая из женщин изучала катхакали, звезда 30-х в Индии и в Америке. Помимо интереснейшей биографии, написала первую книгу на английском языке об индийском классическом танце Dance Dialects of India.  Её дочь, Индрани Рахман (1930-1999), так же стала известной танцовщицей, превзойдя свою мать, она танцевала в 5 стилях (в том числе крайне мало известный в то время одиси и практически неизвестный мохиниаттам), гастролировала в Америке и представляла индийское танцевальное искусство на государственном уровне. Став Мисс Индия (и первой индианкой, участвовавшей в Мисс Вселенная), она окончательно связала танец и красоту в общественном сознании. История этой неординарной семьи продолжилась с Суканьей Рахман, так же танцовщицей (и художницей).

Ram Gopal (1912-2003) танцовщик и хореограф, широко известный за пределами Индии, его сольные работы и пьесы со смешением индийского классического танца и балетной постановки приводили в восторг публику, его называли «индийским Нижинским». Происходя из низкой касты, он получил специальное разрешение от махараджи Майсора танцевать, хотя его родители были против. Рам Гопал получил образование в 4 стилях — катхакали, бхаратанатьям, катхак и манипури, и активно использовал свои знания для впечатляющих выступлений.

Ещё один первопроходец на западной сцене, Uday Shankar (1900-1977), наоборот, был известен тем, что формально не обучался танцам, и его творчество представляло буйную фантазию по мотивам, в которое он включал все — европейские театральные приемы, народные танцы, классические, племенные, танцы соседних государств. На Западе представлял восточную экзотику, на родине считался пионером современного танца.

Небольшой экскурс по временным этапам:

Этап I (1890-1920гг.) Запад открывает для себя Восток — пленительный, роскошный и совершенно непонятный. В моде ориентальность, которая больше интерпретация, чем документализация. В это же время внутри Индии сначала музыка, и затем танец, как сопутствующая активность, постепенно отвоевывают публичное сценическое пространство как респектабельное и уважаемое искусство. Зарождаются первые учреждения, которые обучают всех желающих, независимо от происхождения — например, Gandharva Mahavidyalaya (1901 г.).

В самом начале возрождения индийского национального танца бхаратанатьямом (от bharata — Индия + natyam — танец) назывались все не_народные танцы, shastra nritya — танцы по описанным правилам. Самый главный описательный текст — Natyashastra, и основные моменты — разделение чистого и сюжетного танца, схожая база жестов, связь с зрителем посредством эмоционального выражения. И некоторое время катхак, например, был известен как «северный бхаратанатьям». Исторический курьез.

Этап II (1930-1940гг.) Появляется все больше ненаследственных музыкантов, которые раньше не имели возможности заниматься музыкой, приличные девушки среднего класса и высоких кастовых групп изучают танец, публичные выступления всё более востребованы, государство обращает внимание на энтузиастов и уже само предлагает, организовывает и поддерживает специализированые танцевальные институты. 1930г. — образование Kerala Kalamandalam, 1936г. — рождение Калакшетры.

Этап III (1950-1980гг.) Активная роль государства, танец делится на стили и направления, начинается продвижение национальной индийской культуры за рубежом. 1949г. — открывается Darpana Academy of Performing Arts в Ахмедабаде, 1950г. —  Triveni Kala Sangam в Дели.

Этап IV (1990гг.) С конца восьмидесятых Индия становится ближе для энтузиастов танца из других стран, появляются первые ученики-иностранцы. Они не только учатся и увозят знания домой, но и начинают их творчески перерабатывать. За сравнительно короткий срок в Индии произошло три процесса, которые у других стран занимают столетия — развитие классического, национального и современного танца, и это впечатляет.

Отдельно хочу отметить видео-сопровождение лекции — говорить о танце и смотреть его — две большие разницы. Несколько уникальных видео с комментариями наглядно показали, как одно поле традиции преломляется в старых и новых стилях.

***

Окей, гугл, мне нужно больше информации:

Two Men and Music: Nationalism in the Making of an Indian Classical Tradition by Janaki Bakhle

Dance Dialects of India by Ragini Devi

Nritanjali: An Introduction to Indian Dancing by Ragini Devi

Dancing in the Family by Sukanya Rahman

Indian dancing by Ram Gopal

Ram Gopal: rhythm in the heavens: an autobiography by Ram Gopal

Rukmini Devi: A Life by Leela Samson

Rukmini Devi Arundale: A Visionary Architect of Indian Culture and the Performing Arts by Avanthi Meduri (Editor)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*