Мужчины-танцоры в индийских классических танцах

Подходящая статья (перевод) для сегодняшнего дня рассказывает о мужском классическом танце в Индии — капля истории, охват стилей от бхаратанатьяма до манипури, много имен и любопытных деталей, — интереснейшая картина развития сольного мужского исполнения!

Мир у его ног (перевод из журнала OPEN)

автор —  Veejay Sai, 6 января 2017 г. (ссылка на оригинал)

Индийские классические танцы долгое время считались женской «территорией». Хотя индуистские боги нередко танцуют (Шива имеет эпитет Nataraja, «Владыка танца» и Кришна известен как Natawara — «Танцор»), последние несколько веков в архитектуре, скульптуре и поэзии именно женщины имели непосредственное отношение к танцу. Одна из многих причин такого неравенства — сложившиеся традиции храмовой культуры, покровительствовавшие им в танцевальном искусстве. Сообщества танцовщиц — которые в последствии будут известны как девадаси — никогда не включали выступающих мужчин. Им отводилась роль музыкантов, аккомпаниаторов, постановщиков, руководителей и даже владельцев танцевального коллектива, которые распоряжались заработанными деньгами, но они никогда не были танцорами.Tandava-The Vibrance Indian Classical Dance Performance by UrvishJТакое положение начало медленно меняться только после 1850-х годов. Театральные компании расцветали и все больше мужчин появлялось на сцене. И они играли, по прежнему не танцуя, поскольку танец продолжал оставаться запретным женским делом. Кроме того, мир классического танца тесен — одна из многих причин состояла в том, что учителями, гуру, были в основном мужчины и общество не разрешало девочкам свободно учиться. Другой причиной могла стать тематика большинства танцев, созданных для исполнительниц-женщин.

Так было не всегда. В истории Индии известны несколько чисто мужских танцевальных сообществ. Это gotipua (маленькие мальчики из деревень Одиши, исполняющие танцы с элементами акробатических трюков), kuchipudi (браминские семьи, сохраняющие подвид танцевально-драматического искусства в Андхрапрадеш), yakshagana (традиция побережья Карнатаки), theru koothu (традиция Тамил Наду) и другие. Даже в бхаратанатьяме учителями и наставниками (наттуванарами) всегда были мужчины.

На рубеже 19 века мужчины, наконец, начинают танцевать открыто. Даже в тех стилях, что перемещались из храмов во дворцы и далее на сценические подмостки, они играют все более активную роль. Самые первые, кого можно вспомнить сразу — конечно, Рам Гопал из Бангалора и Удай Шанкар из Калькутты (который был послан за границу учиться живописи, а вернулся как танцовщик). Целое поколение мужчин в искусстве копировали этих звезд. Некоторые, как US Krishna Rao из Бангалора, Bhaskar Roy Chowdhary, пронесли влияние и моду — от шикарных костюмов с коронами до хореографии, — почти до 1950-х. Однако тех, кто отважился на полноценную карьеру сольного исполнителя, было немного. Большинство пришло к участию в групповых постановках (с женщинами) или к дуэтам (например, с супругами), и не выступали отдельно. Список танцующих пар Индии очень велик. Но индийский классический танец — это прежде всего сольный опыт. И лучшие танцоры всегда были и будут одиночными исполнителями.

После независимости и появления телевидения в Индии открылись новые перспективы. Возможности в мире танца и музыки с развитием общественного телевещания выросли многократно. В National Programme of Dance на государственном канале Doordarshan, выходящей в в прайм-тайм, мужчины-исполнители, впрочем, все равно оставались редкими гостями. С 1970 по 1980гг рост количества танцовщиков-мужчин во всех стилях был очень медленным. В одисси — только легенды, как Дебпрасад Дас и Келучаран Мохапатра. Происходивший из семьи танцоров катхака Бирджу Махарадж следовал семейной традиции. В Kerala Kalamandalam (институт искусств) гордились такими танцорами, как Каламандалам Гопи  и Саданам Балакришнан (катхакали).

Существует несколько крупных танцевальных школ, как Kalakshetra в Ченнае, Kathak Kendra в Дели и т.д. Они выпускают каждый год значительное количество танцоров, но в действительности не ориентированы на обучение сольных исполнителей. За почти 70 лет работы Калакшетры с трудом набирается хотя бы десять мужчин-танцоров, признаваемых и заслуженных на международном уровне. Одной из причин подобного положения можно назвать недостаток контакта с учителем в стиле ранних гурукул, где гуру сосредоточен на одном студенте и постоянно следит за его профессиональным ростом в изучаемом искусстве. Образовательные методы Калакшетры десятилетиями производят танцевальные группы, а некоторые выдающиеся исполнители лишь подтверждают правило.

Например, такой ветеран как CV Чандрашекхар, старейший исполнитель бхаратанатьям, который до сих пор (в восемьдесят лет!) активно выступает, танцевальная пара Дхананджаян (Vannadil Pudiyaveettil Dhananjayan и Shanta Dhananjayan), или из не столь давнего выпуска — Навтедж Джохар, который со временем больше увлекся современным танцем. Совсем новое, но уже многообещающее имя — Кристофер Гурусами. Выпускник Калакшетры, он интенсивно тренировался под руководством Лилы Самсон несколько лет, прежде чем заявить о сольной карьере. Возможно, его пример ещё раз подчеркнет важность следования традиции гуру-шишья, согласно которой ученик занимается один на один с учителем. Кристофер, наполовину шотландец, наполовину тамилец, один из лучших молодых танцоров своего поколения в стиле бхаратанатьям (приятно, что статья в OPEN Magazine подтверждает мои выводы в недавнем посте «Бхаратанатьям: новое поколение» — прим. переводчика).

Среди сегодняшнего поколения мужчин-танцоров мы имеем несколько значительных имен с удивительно разным происхождением. Паршванатх Упадие (Parshwanath Upadhye) из Бенгалуру известен  как лучший современный сольный исполнитель, если речь идет о бхаратанатьяме. Выросший в джайнской общине в Карнатаке, Паршванатх имеет черный пояс по карате, является чемпионом штата по плаванию, а также обладателем степени по литературе. Нетрудно увидеть как его впечатляющая физическая форма подчиняется нуждам бхаратанатьяма. Другой пример — Митхун Шьям, малаяли из Бангалора, учившийся у Падмини Рамачандран (стиль Vazhuvoor) на протяжении 20 лет и ставший выступать соло лишь в последнее время.

Тесное сообщество концертных залов* в Ченнае покровительствует тамильским мальчикам из браминских семей, оставляя совсем мало пространства для амбициозных танцоров, не входящих в эту привилегированную группу. Но их горячо приветствуют в других городах и за границей: например, Паршванатх не имеет проблем с местом для гастролей.

* в статье использовано слово sabha — «объединение, организация», но в Ченнае оно скорее имеет смысл «площадка, концертный зал», и во время сезона распространен sabha hopping — перемещение с концерта на концерт в пределах одного дня, причем как у выступающих артистов/танцоров/музыкантов, так и у зрителей. Самые известные сабхи Ченная — Krishna Gana Sabha, the Academy, Narada Gana Sabha, Nungambakkam Cultural Academy и Mylapore Fine Arts (прим. переводчика).

В Мумбае, где легко затеряться среди кино- и телезвезд, другой юноша последовательно ловит за хвост танцевальное счастье соло исполнителя — это Павитра Кришна Бхат. Принадлежа по рождению к южноиндийской народности каннада, и проживая в Мумбае, он сталкивается с большими проблемами, исполняя танец, который не принадлежит к его родному культурному контексту, в месте, которое бхаратанатьяму тоже не совсем родное (Мумбай находится на западе Индии, в штате Махараштра, — прим. пер.). Хотя бхаратанатьям все еще самый популярный среди  индийских классических танцев, широкое признание этих танцоров было небыстрым. Сабхам и организаторам выступлений в Ченнае требуется время, чтобы убедиться в их окупаемости и способности собрать полный зал. Но ничего не останавливает молодых исполнителей от воплощения мечты. К тому же, в отличии от старшего поколения, они активно пользуются достижениями прогресса. Так например, аккаунт Паршванатха в Фейсбуке имеет более 12 тысяч подписчиков.

В одисси, танцевальном стиле, известном своей лирической красотой, обычно предпочитают смотреть на женщин. В нем практически отсутствует агрессивная энергия, которую можно ожидать от мужчины-танцора. Но в истории современного одисси выделяется имя Рахула Ачарьи — признанной звезды. Выходец из семьи традиционных священников, он рано стал знаменит, имеет награду Ustad Bismillah Khan Yuva Puraskar от Sangeet Natak Akademi. Рахул крайне последовательно строит карьеру соло исполнителя, наполняя каждый выход на сцену утонченной элегантностью (подробное интервью с ним можно прочитать здесь, — прим. пер.).

На северо-востоке Индии в изобилии танцевальных традиций выделяется манипури. И снова — в малом числе солистов за последнее десятилетие мужчин практически нет. Недавно появившийся Синам Басу чаще других упоминается как молодой и талантливый танцор этого стиля. Происходя из бедной семьи, Синам пришел к сольной карьере через тяжелый труд и преданность танцу. В настоящее время он заканчивает учебу в Santiniketan, и тоже был награжден Sangeet Natak Akademi.

В закрытом мире катхака, где студенты мужского пола крайне редко отваживаются на сольную карьеру по самым разным причинам, очень немногим удалось добиться успеха. В прошлом гремели имена таких исполнителей как Дурга Лал (Jaipur Gharana, джайпурская школа), который покорял виртуозностью исполнения и владения ритмом. Нынешнее поколение не имеет равнозначной фигуры. Но несколько юношей медленно, но верно приближаются к успеху.

Саурав Рой (Sourav Roy) из Колкаты (бывшая Калькутта, восток Индии) — многообещающий танцор. Калькутта вообще-то не тот город в, в котором процветают изобразительные искусства и классическая музыка, последние несколько десятилетий его уроженцы не производили фурора в мире искусства. Саурав выпускник Rabindra Bharati University (торговые отношения) и имеет степень магистра в катхаке. Его учитель Малабика Митра обучалась в стиле Джайпур и Лакнау перед тем как заявить о себе как исполнителе и преподавателе. И Саурав, как прилежный ученик, красиво сочетает в выступлениях элементы обеих школ. На протяжении многих лет он уверенно растет как один из лучших сольных исполнителей катхака, которые когда-либо рождались в Калькутте.

На другой стороне Индии, в районе от Мумбая до Пуны, катхак более популярен, но и там мы видим лишь нескольких сильных танцоров. Например, выросшего в традиционной мусульманской семье Минхаза Хана (Minhaz Khan). Он обучался в том числе у гуру пандита Раджендры Гангани (Джайпур гхарана) в Дели и выступал по всей стране в рамках тура с  Aditi Mangaldas dance company. При должной поддержке и возможностях он может далеко пойти.

Далеко на юге в ottan thullal (вид сольного выступления, танцевально-театральное представление Кералы) блистает Суреш Калият (Suresh Kaliyath). Инженер по образованию и артист в душе, Суреш обучался бхаратанатьяму, кучипуди, thullal (вид танцевального искусства Кералы, имеет три вида — ottan thullal, kolam thullal и sarpam thullal 😉 ),  parichamuttukali (форма боевого танца Кералы, исполняется с оружием) и замысловатому искусству игры на народном керальском инструменте mizhavu. Так же активно участвует в работе хорошо известных театральных трупп вроде Adi Shakti из Пондичерри, он один из редких профессионалов thullal в Индии, хорошо образованный и талантливый. В последние годы Суреш не только популяризует этот вид искусства среди городского населения всех штатов Индии, но и очевидно вдохнул новые силы в его развитие.

Из выпускников Kerala Kalamandalam стоит отметить и молодого Каламандалам Аравинда (Kalamandalam Aravind). Оба, и Суреш, и Аравинд, не нуждаются в покровительстве из Дели, они слишком заняты в Керале, продвигаясь и развиваясь.

Нынешнее поколение танцоров имеет дело с другими проблемами. Хоть технологии и продвинулись настолько, что позволяют свободно записывать качественное видео, но и финансовые издержки так же растут, не говоря уж об отсутствии социального обеспечения. Когда они выступают, то делают это скорее из любви к искусству, а не из за желания получить вознаграждение, которое более чем скромное. Все эти юноши в состоянии зарабатывать достаточно другой профессией, их родители позаботились об этом, настояв на получении традиционного образования. Но их страсть сильнее: спросите любого — танец — это все, о чем они могут думать.

В мире, где успех произрастает в заведомо неравных условиях, эти танцоры, как и другие молодые профессионалы, которые решили сделать карьеру в искусстве, придирчиво оцениваются. Они конкурируют с сверстниками в науке или спорте, с другими параметрами оценки успешности, но их смелость и преданность такому непростому делу, как классический танец, заслуживает глубокого уважения. Несмотря на игнорирование и пренебрежение покровителей танцевальной индустрии, количество мужчин-танцоров постепенно растет.

Новый тип классического танцора уже появился, как искусный шеф-повар, покоряющий индустрию питания. Современные танцоры принадлежат к многозадачному поколению, способному уверенно строить карьеру и принимать профессиональные риски. Они знают свои сильные стороны и возможности, и не колеблясь выражают свое мнение. Они открыты разумной критике, уверенны и готовы вложить все силы в искусство.

Танцоры как Паршванатх, Павитра, Рахул и Суреш уже стали образцами для подражания среди тех, кто готов заниматься классическим танцем профессионально, на полный рабочий день. И со временем они станут успешными послами танца и традиции.

Ссылка по теме:

In step with time: Male dancers are chipping away at the gender barrier in Bharatanatyam

Boys with ankle bells

*спасибо интернету за предоставленные фотографии

One Comment
  1. GelKa

    Отличная статья! Спасибо огромное! Значение и пользу материала для тех, кто серьезно интересуется индийским классическим танцем, трудно переоценить. И мне особо понравилось, что показана динамика по различным направлениям классического танца, начиная от исторического очерка и до наших дней, названы известные танцоры-корифеи, и имена, представляющие новое поколение танцоров-мужчин. Очень много полезного для себя узнала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*