Месяц катхака — обзор мероприятий Москвы в марте

Так получилось, что март у меня сложился из множества событий с явным перевесом катхака. А почему бы и нет? Посмотреть на классический вариант, его развитие, применение, внедрение в театр и даже на смелое смешение с русскими народными, индийскими классическими и эстрадными всегда очень интересно. Месяц катхака на Taste of alta — обзор событий — лучшие русские и зарубежные исполнители, краткие отзывы и фотографии. Вы что-то пропустили? Не беда 😉

От истории к современности

Первым стал 2 марта концерт в Посольстве Индии при участии почти всех самых крутых московских танцоров под названием «Kathakayan». В вступительном слове была заявлена история катхака с древности до наших дней, но не успела я порадоваться, как услышала фразу «но мы не ставили своей задачей реконструкцию, скорее фантазию на тему». Упс. Но и фантазия удалась. Открывающий номер — как полагается, о богах, представили Ашвани и Светлана Нигам, Наталья Раденская и Татьяна Назарова (так же в программе принимали участие Елена Гришина, Элла Маргорина и солистки ансамбля «Чаккар»). После чего «рассказ» деревенский сменял «рассказ» ярмарочный, а храмовое таинство — изысканные придворные развлечения.

Катхак — один из видов индийского классического танца. Происхождение приписывается путешествующим сказителям северной Индии, само слово «катхак» происходит от санскритского «katha» что означает «рассказ» или «kathaka» — «тот, кто рассказывает». Странствуя, катхаки представляли истории из древних писаний или повседневной жизни используя музыку, танец и песни. Катхак имеет три основные формы (школы, гхараны), названные по городам, где они развивались и формировались —  Джайпур, Варанаси и Лакнау.

Концерт наглядно показал, что катхак может быть очень разным — лиричным, техническим, повествовательным, зажигательным. В нем даже не обязательно фирменно «работать» ногами — Ашвани Нигам продемонстрировал тхумри, сидя на стуле, и, поверьте, выразительности ничуть не убавилось, скорее, наоборот. Свежую ноту в классику внесли фьюжн-исполнения — оказывается «Ой, цветет калина» прекрасно накладывается на ритм и движения катхака, а зрители в кой-то веки понимают текст изображаемого. А смесь катхака с контемпорари — изящный поклон RADANCE company Акраму Хану. Завершила вечер импровизация (?), перестающая в шквал аплодисментов.

India’s got talent — Kumar Sharma

Следующий концерт обещал быть еще более интересным — в Москву с мастер-классами приехал известный индийский танцовщик Кумар Шарма. Всю неделю, с 5 марта, начинающие и продолжающие танцовщицы разучивали новые хореографии и готовились к выступлению 10 марта. И мне кажется, что человек, который писал статью о мужчинах-танцорах Индии, не очень разбирается именно в современном катхаке, потому что Кумар Шарма — сногсшибательный!

Кумар Шарма (Мумбаи, Индия) — выдающийся молодой танцовщик и хореограф индийского классического танца в стиле катхак и болливуд-катхак. Кумар известен в Индии как яркий участник таких шоу, как Dance India Dance, India’s Got Talent, и хореограф, работающий со звёздами индийского кино и телевидения в шоу Jhalak Dikhlaa Jaa, а также основатель собственного коллектива KATHAK ROCKERS. Канал Кумара на youtube — ссылка.

Для вечера организаторами был выбран стильный и уютный ТеатрЖив на Савеловской — его черные поверхности как бархат оттеняли сверкающих танцоров, а низкая сцена отлично подходила для внимательнейшего рассматривания. Кумар начал выступление с катхака классического — он пел? проговаривал? ритмы и тут же повторял их ногами. Думаю, для профессионалов и разбирающихся зрителей разрыв сердца был гарантирован, зрителям простым, вроде меня, оставалось только восторженно хлопать. Как объяснить, что человек на сцене перед тобой не «занимается танцем», а дышит им? Легкость, четкость, осознанность и задор — невероятно красиво!

После именитого гостя на сцену вышли Светлана Туласи и участницы мастер-класса. Светлана исполнила нежный и чувственный танец (ни название, ни жанр я, к сожалению не знаю -_-), а девушки показали, чему они научились. Выступать вместе с Кумаром — большая честь и ответственность, но все справились на пятёрку. Завершил вечер дуэт Кумара и Светы — ожившая волшебная сказка.

Катхак под непривычным углом

Признаюсь сразу — пылким поклонником театра я стала в Лондоне, когда в стоячей толпе зрителей буквально в метре от меня зарезали мужика и унесли на сцену, обильно орошая всех бутафорской кровью. С тех пор традиционные и  авангардные театры с погружением — моя маленькая слабость. Поэтому, совершенно случайно узнав о музыкальном спектакле «Падмини» 15 марта в театре «Школа драматического искусства» при участии «Таранга» и Ашвани Нигама, я немедля собралась за билетами.

Падмини — легендарная царица 13-14 века. Впервые упоминается в поэме «Падмават» Малика Мухаммеда Джаяси (1540). В ней описывается ее неземная красота, свадьба с Ратаном, правителем Читтора, нападение делийского султана Алауддина Хиджи, возжелавшего заполучить легендарную красавицу, на Читтор, поражение Ратана и массовое ритуальное самосожжение всех женщин Читтора вместе с царицей во избежание бесчестья. Впоследствии, история неоднократно дополнялась и переписывалась, укрепляя образ царицы, пожертвовавшей жизнью во имя чести. (с) статья в википедии о Падмини, о Алауддине, о Ратане и интереснейший пост с фотографиями современного Читтора.

Необычный зал (колодец в три этажа с деревянными лавками по мотивам «Глобуса») для необычного спектакля — история о царице Падмини и султане Алауддине была превращена в притчу и разбавлена вокально-танцевально-музыкальными вставками. Восхитительная музыка, а точнее саундтрек, звуковое наполнение пространства — живые индийские инструменты, живой хор и гхунгру разных тонов создавали эмоции, которых так не хватало героям-функциям — Падмини и ее супругу. А вот антагонист — султан в исполнении Ашвани-джи был настолько выразителен в своих четырех выходах, что можно смело писать большое сочинение «Образ злодея в …», и заставлял задуматься — я стала невосприимчива к европейско-русской театральной традиции или её нельзя ставить рядом на одну сцену с индийским театром?

Угол зрения на катхак сместился фантастически — согласитесь, нечасто удается посмотреть танец сверху. Красиво 🙂 Упомяну странности костюмов — совершенно роскошная алая ленга-чоли с золотом и вышивкой для Падмини в последней сцене сменилась юбкой и блузкой в клетку, а хор-массовку украшали шафрановые шарфы — традиционный цвет святых людей и аскетов. Возможно, если бы режиссер не счел индийскую экзотику достаточной, а добавил больше постановки и сценария, спектакль получился бы лучше, но за то, что он напомнил эту красивую и трагическую историю, и теплоту, которую в него вложили участники — большое спасибо! Значительная часть постановки и интервью (премьера, 2014 год)  — видео!

*фотография с сайта sdart.ru, больше — по ссылке на официальную страницу спектакля.

Смотрите фотографии спектакля по ссылке

Катхак образовательный

Выступления-лекции в Музее искусств народов Востока давно стали хорошей традицией (см. отчёты прошлого года — одисси, катхак). В этом сезоне полный абонемент выступлений приобрел театр «Таранг» под руководством Ашвани Нигама и 19 марта представил очередную лекцию — «Эмоциональная составляющая танца. Различия индийского и русского менталитета». И сразу скажу — следующая будет 14 мая, отмечайте а календарях 🙂

Открывала концерт Сарасвати-вандана, продолжили народным бенгальским танцем на стихи Рабиндраната Тагора, потом чистый («скучный», как представили его) катхак сменялся полуклассическим болливудом и совсем современными ритмами. Татьяна Назарова, приглашенная звезда вечера, не только рассказала много разного-интересного, но и станцевала танец о Шиве (без гхунгру, поэтому все внимание было приковано к выразительности лица и рук) и продемонстрировала свой вариант импровизации на заданный текст — второй вариант представил Ашвани Нигам и зрители могли (имели редкий шанс! потому что это лекция!) сравнить широту воображения танцора в трех строчках песни. Моим личным фаворитом вечера стал финальный танец — дуэт Виктории Анисимовой и Алексея Дульнева о Шиве («диско-Шива», как сказал Ашвани-джи) на современную обработку «Karpur Gauram». Очень красиво и так напомнило о моем любимом сериале

Karpur Gauram Karunavataram             Чистый как камфора, воплощение милосердия,
Sansara Saram Bhujagendra Haram       Сущность мира, увитый змеёй,
Sada Vasantam Hridayaravinde               Живёт всегда в лотосе моего сердца,
Bhavam Bhavani Sahitam Namami         Кланяюсь тебе, о Шива, о Шакти!

Объяснения нюансов песенной составляющей, разницы в обычаях и поведении, общие эмоциональные аспекты и их изображение, краткое описание отношений с богами в повседневной жизни, детали пуджи, многообразие составляющих индийского этноса и степени глубины погружения в культуру, а в последствии и в преподавание — круг вопросов, освещенных между танцевальными номерами был обширен. Особо нового/глубокого не сказали, но, наверное, из-за особого наполнения аудитории. Небольшой зал лектория оказался почти полон — два класса школьников в сопровождении преподавателей и немного «регулярных» зрителей. Школию было очевидно не совсем понятно и довольно скучно (мое личное мнение, надеюсь, со сцены виделось по-другому), особый ажиотаж вызвал макияж и костюм Алексея, севшего в зал, поэтому домашняя и расслабленная атмосфера (за которую я так люблю именно эту школу катхака) немного не удалась. Но на качестве танца не сказалась!

Многоликая Дэви

На самом деле, этот последний в марте концерт надо выносить отдельным постом и крупными буквами писать какой он замечательный! 21 марта театр индийского танца «Омкара» (одисси) скооперировался с танцовщицами катхака из «Чаккара» и «Шришти», пригласил певца Амира Кхана (amirkhan.org) и Кирила Паренчука (табла) и устроил просто потрясающий праздник для любителей высококлассного танца разных стилей. И что самое интересное, профессиональный уровень шоу и внимание к деталям (от программки до места проведения и конферанса) не затмили главного — удовольствия самих выступающих. Быть профи — не только тяжёлая работа, но и умение выложиться на все сто, и показать зрителю, почему танцоры идут на сцену снова и снова.

В прошлом году эта активная и инициативная школа одисси под руководством Елены Князевой уже делала совместный концерт с танцорами кучипуди (о нём — здесь), в этом году коллаборации подвергся катхак. Вообще, стоит сказать, что программа явила собой очень приятный баланс между классическими танцами — одисси и катхаком (причём с хореографиями признанных мастеров — Парвина Гангани и Ратиканта Мохапатра) и фьюженом — стилизацию катхака исполнила Полина Лаврушкина, а фьюжн-одисси — Юлия Кардашова. Энергичные скоростные танцы чередовались с песнями — душевными мантрами во славу Дурги и лиричными мелодиями из кинофильмов. Медовый голос Амира Кхана идеально подходит для любовной лирики, танцевальное сопровождение ансамбля «Шришти» добавляло изящества и красоты. А ценители классики могли впервые в России увидеть хореографию Дебашиша Паттнаика (школа Деб Прасад даса) в исполнении Елены Князевой — Ваджраканти паллави. Открывающий и финальный танцы — мои фавориты — яркая, уместная смесь катхака и одисси под очень понятную западному зрителю, качающую музыку, интересная хореография, в которой ни один стиль не ущемлен и не отодвинут, визуальный восторг и высочайшее мастерство участников!

Маленькое объявление (если вы вдруг решите заняться нежным и сильным стилем одисси, а после такого концерта не захотеть просто нереально 😉 ) — базовый курс одисси недавно начался, полная информация здесь, а как он проходит — рассказываю со свой табуретки здесь.

Праздник весеннего равноденствия удался! Зрители получили много впечатлений, а я разрывалась между желанием наделать миллион фотографий и смотреть не моргая.

***

Таким насыщенным получился март — и я рада, что тема катхака стала ведущей. Москва богата на события, их надо только внимательно выуживать из информационного потока, и не ленясь посещать. Каким будет апрель? Посмотрим. До встречи на страницах блога!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*