Большое индийское путешествие, день 4

Намасте! В описании наших приключений в Индии я закончила с ностальгической северной частью — Агра и обязательный Тадж-Махал, а так же с новым-старым открытием Дели (хорошенько подумав над возвращением с индивидуальным экскурсионным туром в процессе), и перехожу к волнительным дням на Юге — танцевальная родина, штат Тамил-Наду встречает с распростертыми объятьями.

День 4

На самом деле быстрое знакомство с Ченнаем началось еще накануне — мы прилетели поздно вечером, обессиленные жарой, ожиданием и острой самолетной едой, пробежали мимо симпатичных инсталляций из темного дерева (я выглядывала статую Шивы Натараджи, которую видела много раз в инстаграмме, но наверное, она была в зале международных прилетов), получили багаж и стали паковаться по машинам. Воздух был еще горячее и сырее, чем в Дели, перелет отбивал остатки разумности, громогласные тамильские граждане пугали до истерик — вот какой-то мужичок схватил твой чемодан и резко побежал в неизвестном направлении — это наш мужичок или совершенно левый? Бежать за ним или стоять на месте и голосом мистера Норрелла вопить «ЧИЛДЕРМААААС! СУРЬЯ! САША! КТО-НИБУДЬ!»?

В конце концов, я оказалась в черном кэбе в теплой женской компании и мы ржали всю дорогу не переставая, водитель нас боялся и молчал, а ночной Ченнай сильно смахивал на Дели — мощные транспортные развязки, фонари, хорошая дорога, вечернее месиво из грузовиков и таксомоторов, и только обилие кучерявой тамильской письменности выдавало южный штат. Заселение, очередные непонятки с организацией и оооочень неторопливое обслуживание в ресторане на крыше компенсировались шумом океана (его даже было немного видно в темноте) и теплым ветром в волосах. Небольшая инициативная группа «кому больше всех надо» даже сбегала к нему, несмотря на предупреждения о непотребствах, совершаемых на пляже ночью, и помочила ножки.  Начинался четвертый день.

Рано встав, я и Наталья побежали к морю снова — после завтрака было немного времени, и дальше нас ждала насыщенная программа. Каждый раз приходилось себя поправлять — это океан, Индийский океан, Бенгальский залив. С громадой соленой воды под боком все сразу становилось лучше — и солнце светило ярче, и пальмы росли задорнее, и настроение исправно било отметку «замечательно».  Вопреки ожиданиям, перед отелем нас не ждали машины — маленькая группа бодро протопала пешком вдоль берега, свернула на зеленую тенистую улочку (за каждым забором скрывалась экзотика — то банановое дерево во дворе, то манговое) и окунулась в бешеную суету города. Первым пунктом был обмен денег в специальном хорошем месте, а для этого надо было взять рикшу и попутно насладиться Ченнаем с интимно близкого расстояния. В игру вступал Сурья — наше тайное оружие. Получалось очень смешно — толпа робких белых людей озиралась по сторонам, а он, гордый до невозможности, кажется пересказывал всю свою жизнь с начала до триумфального момента возглавления русской группы. Рикшамэны одобрительно качали седыми головами, но не торопились делать скидку. Процесс переговоров необратимо затягивался.

Что мы не увидели в Ченнае: собор св. Фомы (неоготическое сооружение с мощами одного из 12 апостолов), храм Капалишвара (храм, посвященный Шиве в модусе отрубателя пятой головы Брахмы), мечеть Валлаях (крупнейшая в городе), Валлувар Коттам (красивый монумент поэту, философу и святому Тируваллувару), государственный музей (собрание живописи) и национальную художественную галерею (чольская бронза), зоопарк, и наверное, что-то еще.

Но все же тронулись — набившись в крошечные коробочки с мотором, мы ехали по живописным улицам (у меня обмирало за часть группы, которая ехала без сопровождения и языковой поддержки, потому что иногда рикшамэн начинал песенку-развод «давайте я вас завезу к другу в магазин, там огого…» и отбиться от такого неопытному человеку довольно затруднительно). Стали очевидны отличия Юга и Севера — в глаза бросалась относительная чистота улиц, обилие зелени — цветы и растения торчали практически отовсюду, нарядность домиков и заборов, повышенная смуглость населения и еще что-то неуловимое, присущее приморским городам — свежая расслабленность? неторопливая деловитость? Вдоль дорог разделывали спелые джекфруты, жарили что-то вкусное и рука уставала снимать. Еще бы — полтора часа дороги по самым оживленным трассам. Было весело, когда потоком машин нас прибивало к огромным коптящим автобусам, с решетками и без стекол, и все пассажиры авторикш, вынужденные ждать в пробке, вежливо делали вид, что все окей, и кислород никому особо не нужен. Сценок из жизни пронеслось бессчетное множество, но наконец мы приехали к нужному моллу. Прохлада, отсутствие солнца, финансовая состоятельность (относительная, потому что «правильный» обменник съехал и пришлось менять кровно заработанные абы как) и два часа шопинга цивильного.

Особой популярностью пользовались чемоданы, одежда с налетом этники, шарфы, платки, украшения, я же застряла в магазине сари. Естественно, это был не монстр с теми самыми сари, а небольшой, но гордый магазинчик, в котором, воспользовавшись поддержкой Сурьи, я начала трогать. Double shade, kancheepuram, dharmavaram, pure silk — ядовитые слова проникали в мозг, пальцы учились понимать разницу… Случайно забежавший Саша сказал, впрочем, что все это фигня и развод, и царь шелк ненастоящий, после чего удалился покупать veshthi — прикольную местную мужскую одежду, которая представляет собой белую тряпочку (с кармашком!) до пола или же, после изящного заворота, выше колена.

«Цивильный» шоппинг (уж простите мне этот термин раннего ролевичества) интересовал не очень — весь организм подрагивал в ожидании шоппинга танцевального, а мозг подавал тревожные сигналы — группа расслабилась донельзя, мы начинали сильно выбиваться из расписания, впереди еще обед, который всегда испытание, в том числе временем, ровно в 17:00 нас ждала машина, чтобы отвезти в маленькую танцевальную школу на концерт… Времени оставалось пугающе мало.

Пытливый читатель, возможно, поинтересуется, а когда уже будет Калакшетра, и что это за «маленькая школа», куда мы так торопимся. Очередной облом поездки — Калакшетра отменяется, и мы едем в другое место.  Официальная версия — экзамены, и экскурсии не пускают. «Цивильная» часть группы не замечает подмены; те, кто не в первый раз, вообще не печалятся, а вот наивный идеалист я, который так хотел хоть одним глазочком посмотреть — чувствует себя в глубокой заднице. Это как обещать Большой театр, а повезти в Дом культуры «Красный партизан», — может быть задушевнее в сто раз, но Большой театр… Драмы добавляет то, что мы жили недалеко от территории Колледжа изящных искусств им. Рукмини Дэви.

Нервы (по крайней мере мои) были на пределе, и правильный тамильский кккомбо-ланч прошел мимо. Хотя я все равно заценила кулфи (смешное мороженое-конус), досу, самбар и сок из сладкого лимона. Кто такие idiyappam, kuzhambu и kirni pazham — осталось тайной.

Я смотрела на часы и покрывалась ледяным потом в +35 — два часа на все. Ровно два часа. Перед нами распахивал двери огромный двухэтажный магазин.

Маленькое лирическое отступление: основной (но не главной) целью моей поездки в Ченнай был танцевальный шоппинг. Здраво рассудив, что если уж я еду, и не просто в «Индию», а в знаковое место для танцора бхаратанатьям, то именно там и надо купить все необходимое. Воображение не один месяц рисовало магазины с украшениями, которые надо будет непременно перемерять, полки с сари, уходящие в небеса, где я, конечно же, найду костюм своей мечты, россыпи цветов, залежи альты и еще бог знает чего. И главным в этой мечте было даже не богатство ассортимента и роскошь доступности, а наличие рядом старшего товарища, опытного танцора, который твердой рукой проведет через все подводные камни, покажет, расскажет и научит. Товарищ, а не интернет. Именно с такими условиями я ехала с группой (вы знаете, как я отношусь к групповым путешествиям 😥 ) по не самому интересному маршруту (север я худо-бедно видела, а пляжный отдых в Индии — весьма сомнительное удовольствие) в страшную-ужасную Индию. Что ж, хороший урок — надо меньше доверять людям, будь они хоть трижды танцоры.

Если честно, то я накатала несколько страниц, КАК это было, и всё же стерла — прошло две недели, а меня все еще трясет, когда вспоминаю «шоппинг мечты». Буду краткой —  чудом успела купить нужное; совершила таки несколько очень неприятных ошибок; окончательно разуверилась в людях и все же благодарна вселенной — если бы не Сурья, то эта поездка тянула бы на самую дерьмовую в моей жизни.

Дорога опять неблизкая, Ченнай разнообразен и неплохо отвлекает даже из окна транспорта — рыбный район, в котором мы проезжаем запах редкой  густоты и противности; несколько забастовок, свадьба, строения эпохи английского владычества, золотые кони, пальмы и манговые деревья, мемориальные арки, узкие улочки в бесконечных лавчонках, современные проспекты, океан… Когда уже совсем стемнело, мы приезжаем в школу — и погружаемся в настоящее индийское гостеприимство.

Наш групп-лидер Александр — местная звезда и почетнейший гость, один только приветственный плакат, трогательно собранный из фотографий, с надписью «Welcome to our school, Mr. Kononov!» чего стоит.  На входе толпится встречающая делегация с директором школы во главе, рядом — соседи и местные мальчишки, — событие для всего района. Внутри — маленький, но бесконечно милый reception по всем правилам: крошечный столик с девочками при полном параде, женщина в умопомрачительном сари надевает гирлянду, ставит точку на лоб, дарит цветы, вокруг улыбки, троекратные поцелуи уже по русской традиции, много снимков и суматохи. Мы проходим в зал — цементный пол, потолочные вентиляторы, алтарь, фотографии учителей. Он, конечно, не нов, но чувствуется какая-то особая танцевальная атмосфера, понятно, что это место, в котором реально вырастает поколение танцоров… Торжественно рассаживаемся — перед нами пустое пространство сцены, по бокам нестройными рядами сидят ученики и их родители, бегают учителя и директор готовится сказать приветственную речь. Со всех сторон — внимательные черные глаза, ужасно неловко, потому что рассчитывал просто на концерт, а сидишь как почетный гость на мероприятии высшего уровня.

Первыми выступают самые малявочки. Они в форме, ужасно серьезные, учительницы помогают образовать ровные ряды — пранам, шлока и несколько тат-адаву. Сурья пихает меня в бок — несмотря на возраст, дети демонстрируют тот самый proper footwork — правильную работу ног. И пусть араманди еще немного неустойчиво, а руки от волнения гуляют в самом широком диапазоне, но ноги — на каждый удар имеется хороший замах и постановка стопы. Кусочек можно посмотреть здесь.

Лирическое отступление: после концерта я попробовала потоптать пол и должна сказать — крашенный цемент обеспечивает отличный звук при правильном приземлении ноги и абсолютную тишину — при неправильном. Ты просто молча и незаметно отбиваешь, например, пятку. Он гораздо приятнее и полезнее, чем привычный нам паркет или ламинат, который грохочет и пружинит на любое движение и скрадывает шлепочек. Возможно, «выросшему» на правильном полу танцору везде хорошо, а плохому, как известно, ноги мешают, но опыт топтания настоящего танцевального пола был бесценный.

Я как-то стала забывать, что помимо Калакшетры существуют и другие школы, и, держу пари, они больше похожи на эту (да и традицию обучения в доме гуру никто не отменял). Совершенно же другой подход — обучение после обычной школы, от ясельного возраста до сколько получится  Только представьте — родиться в Трируванмиюре, скакать по всему этому, не чуя ни капли экзотики ни в пляже под боком, ни в манго с деревца; ходить в школу в цветном сальваркамизе, а после нее — в этот зеленоватый домик с коричневым полом и под стук таттакали топать, прыгать и учить веселые танцы про Кришну… Остается ли это хобби для души или кто-то выступает регулярно, решает ли выбрать профессиональную карьеру или оседает преподавать младшим там же?…  Возможность заглянуть в такое обычное заведение, примерить на себя такую жизнь — интересно!

Средний класс показывает уже более сложные адаву — нат-адаву, и скорости уже совершенно не детские. Я вижу, что руки не очень на месте, но важнее другое — очень хороший синхрон (что означает не только натренированность, но чувство ритма), большая скорость, и ноги — на каждый степ в нат-адаву раздается прекрасно слышимый ШЛЕП. Причем на всех скоростях. Это настолько прекрасная демонстрация необходимости долгой тренировки тат-адаву, что хоть плачь. Тат-адаву, «адаву без рук» не на выносливость и терпение, они для разворота ног в араманди и появления шлепочка, который потом перейдет дальше в танец.

Старшая группа будет выступать уже с танцами, поэтому технические связки они показывают в костюмах. Вот здесь начинает захватывать дух — некоторые элементы делают не так, как в нашем стиле (хочется попробовать, чтобы сломать голову), но на скорости так четко и аккуратно! А когда начинают танцевать — восторг! Меня разрывает от желания поснимать нормально (а не как почетный гость), заснять все на видео и просто посмотреть-повпитывать. Младшие группы, властным жестом директора рассаженные впереди нас непроизвольно покачивают головами и прищелкивают пальцами — расти среди музыки и ненадолго в нее приходить — две большие разницы.

Нам показывают танец про Муругана (могу и ошибаться),  Кришну с двумя гопи и Дэви (их было пятеро и они сразили наповал не только шикарными коронами, но и черными волосами буквально до колен). Это классика и полуклассика, ученицы помладше танцуют народные и кино-танцы. Уровень обалденный, девочки такие живые и настоящие, что наша засушенная «традиционная хореография» начинает казаться пыльной ветошью. Час с лишним пролетает незаметно, только ноют те самые косточки на ногах, о которых я читала в дневниках Калакшетры

Гостеприимство не кончается — торжественное вручение… не помню чего 🙂 Александру, сопровождаемое обязательным шарфом, угощение — самый хардкорный вариант: пальмовые листья, настоящая еда (тут я поняла, как выглядит тамильское spicy), приветливые женщины, которые наверняка все сами и готовили, и еще немного фотографий на память. Запоминается стеснительная девочка, подталкиваемая мамой к дорогим гостям — она приготовила сама нечто вкусное с непроизносимым названием, и бодрый маленький проказник — сын директора. И глаза, отовсюду внимательные черные глаза. Индия — как большая перезагрузка, думать о какой-то проблеме больше 5 минут невозможно. И только залезая в автобус, чтобы ехать в отель, я подумала — все наши драгоценности вот так и лежали три часа в автобусе без стекол? Окей.

На обратной дороге — откуда только силы взялись — Сурья и Наташа устроили караоке-дискотеку под тамильские хиты. Оказывается, автобус неплохо заточен под такой вид досуга. Группа очевидно хотела нанести тяжкие телесные и водителю, и танцующим, но слишком устала. Ночной Ченнай проносился за окном, а у меня оставалось 5 часов до очередного приключения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*