Мастер-класс Кишора Мосаликанти (кучипуди) в Москве

С 29 апреля по 9 мая прошел замечательный мастер-класс заслуженного исполнителя и преподавателя индийского классического танца в стиле кучипуди Кишора Мосаликанти (Ченнай, Индия). Замечателен он, на мой взгляд, не только преподавателем, но и тем, что проходит уже 7 год — школа кучипуди в Москве под надежным присмотром. Мне опять очень повезло поприсутствовать (поснимать 😉 ) — огромное спасибо организатору (а так же танцовщице и преподавателю Вере Кришнарадж!) и понаблюдать за работой мастера. Раньше с этим стилем классического индийского танца я сталкивалась только на концертах, а вот как он выглядит изнутри — довелось увидеть сейчас. Первоначально я хотела ограничиться небольшим количеством фотографий и заметками «стороннего» лица, но Вера снова пришла на помощь, и мои впечатления обогатились комментариями специалиста!

Разминку участники делали самостоятельно — после недели занятий в зале посольства была спокойная рабочая атмосфера. Каждый знает уже что, где и как, привычные внутренние шутки, улыбки, гуру занимает свое место и очередной день начинается. Первыми были степы — самые основные и базовые движения кучипуди, потом перешли к джати — более сложным комбинациям. Для человека со стороны это выглядело настоящим колдовством — Next! — кричит учитель, и группа танцует минуты три, в процессе неоднократно перестраиваясь, никаких лишних слов — Next! и еще несколько комбинаций проходок, поворотов и сложносочиненных красивых движений. И так много раз! Синхронность и аккуратность впечатляет.

Все занятия мы обязательно начинаем с основ. За один урок их все повторить невозможно, так как техническая база в Кучипуди очень большая. Она включает 64 степа, или adagulu, и 2 части  jathi (связки технических элементов). Первая часть основана на chaturasram (счет на четыре) и включает 11 джати, вторая часть основана на tisram, mishram, khandam, sankeernam (счет на три, семь, пять и девять) и включает 12 джати. Зачастую танцору требуется около двух лет на освоение этой базы, прежде чем подойти к изучению танца. Так же необходимы и теоретические знания: изучение технических элементов согласно Натья Шастре, основы ритма. Хороший танцор обязательно должен знать индийскую мифологию, владеть текстами песен, используемых в танце, знать выдающихся композиторов и их работы, быть трудолюбивым и терпеливым!

— В. Кришнарадж

Джати прерываются на небольшую лекцию — при перестроении на более сложные комбинации кто-то пытается избежать первого ряда. Джейкишор говорит: «Оттого, что вы встанете сзади, вы не будете помнить больше шагов! И мастер-класс не для того, чтобы прятаться от учителя и стесняться. Если двери закрыты — как новое знание войдет в вас?» — строго спрашивает он аудиторию.  «Будьте уверенны в том, что делаете, не рассматривайте «цвет воздуха» — сфокусированный взгляд человека, понимающего, что он делает — это важно для танцора. Если не знаете — спросите, не приспосабливайтесь, иначе и ваш танец будет таким, «приспособленческим»… Прописные истины? Возможно, но иногда их важно напомнить, когда учеников заедает на частностях, лишая общего виденья себя и танца. И это относится не только к кучипуди.

Первые мастер классы Кишора Мосаликанти организовывала в Москве Ирина Кислова. Я в то время была занята на семейном поприще и подключилась к организации позже. Ирина и я, мы обе учились в Kuchipudi Art Academy, Ченнай, Индия, правда, в разное время. Там и познакомились с Кишором.  Когда я приехала туда 20 лет назад, он из учеников перешел в ассистенты гуру Вемпати Чинна Сатьяма, так что нас связывает очень длительная дружба и сотрудничество. Я еще в Академии непосредственно у него выучила много танцев.
Несомненно, российские танцоры привлекают Кишора своим энтузиазмом, желанием познать другую культуру и трудиться для этого. Думаю, это было основным, что заставило его приехать сюда, несмотря на климатические  условия и другие трудности.  Некоторых студентов, которых он знает долгие годы, видит, как они выросли на его глазах, он действительно ценит, называя их очень хорошими исполнителями.

— В. Кришнарадж

Его замечания достаются каждому — у одного он добивается идеальной позы, у второго — точности постановки ноги, третьего просто заставляет улыбаться, потому что улыбка — это совсем другое лицо.. Суровый, но справедливый преподаватель с цепким взглядом, могущий и пошутить и покричать. «Я на вас кричу, чтобы вы стали лучшими танцорами!» И в зале все это понимают. Количество русских слов в речи Джейкишора и неподражаемая манера вставлять их в английский говорит о том, что московские танцоры растут у него на глазах уже не первый год.

Первая «техническая» часть пролетает незаметно, группа переходит к разучиваемому танцу.  Если одисси оставлял ощущение кружев, шёлка и тонкости, то кучипуди я могу сравнить с тропическими фруктами — яркими, сочными, блестящими, ароматными и округлыми. Многократное повторение разучиваемого куска — в отличии от стремительного концертного выступления, — делает эти особенности особенно заметными. Жесты, работа корпуса, обильный и разнообразный footwork, сочетание объемных движений и точечных взглядов — настоящее пиршество. Не уверена, что у меня получилось это достойно запечатлеть, но то, что мое отношение к кучипуди поменялось кардинально — точно.

Кучипуди принято считать синтезом музыки, поэзии и театра. И не зря, ведь язык телугу считается очень поэтичным. И многие известные нам композиторы, которые являются отцами музыкальной традиции карнатик, принадлежали народности телугу. С давних времен кучипуди существовал в форме танцевальной драмы. С приходом в стиль Сиддхендры Йоги (принято считать его отцом кучипуди, 13-14 век), танец претерпел большие изменения.  Во-первых, Сиддхендра Йоги запретил в будущем женщинам изучать его и принимать участие в постановках. По всей видимости, он хотел оградить это искусство от изменений, которые происходили в других стилях в средние века. Он набрал молодых браминов в ученики, и все женские роли, вплоть до начала 20 века исполнялись только мужчинами. Сиддхендра Йоги написал пьесу под названием «Бхама Калапам» (диалог или спор Бхамы; Сатьябхама  — самая красивая и высокомерная жена бога Кришны) и до сегодняшнего времени, тема Бхамы – классика кучипуди. Также Сиддхендра впервые ввел в драму pada bhedas,  наполнив  партии многих героев техническими элементами между диалогами.  Таким образом,  пошел процесс постепенного насыщения драмы nritta, до того уровня, каким мы его видим сегодня.
В начале 20-го века гуру Лакшми Нараяна Шастри допустил женщин к изучению кучипуди. Постепенно сольные партии, взятые из драм, преподносились как отдельные номера, стиль начал двигаться в сторону сольного исполнительства. И конечно, гуру Вемпати Чинна Сатьям (1929–2012), современная легенда кучипуди, довел технику стиля до совершенства согласно канонам Натья Шастры.

Авторская хореография для самых продвинутых продолжает поражать еще и скоростью разучивания — со стороны выглядит как «вспоминание». Стремительная абхиная сменяется не менее стремительной nritta — техническими элементами, и уже не на первом МК я радуюсь, когда вижу преподавателей в роли студентов — знаний никогда не бывает мало, обучение — бесконечный и увлекательный процесс!

Я думаю, что многие путают Кучипуди и Бхаратнатьям в силу их южного происхождения (штат Андхра Прадеш примыкает к штату Тамил-Наду), похожести костюма, грима и способа декорирования артиста. Языки телугу и тамили тоже похожи, как русский и украинский. Тем не менее, внимательный зритель сразу уловит нюансы и различия в технических элементах (например, араманди не столь явно выражено), пластике, подаче абхинаии и даже музыке. Кучипуди проделал путь от драмы к сольному исполнительству, а Бхаратнатьям развивался как сольный танец и драмы были интегрированы в него позже. 

— В. Кришнарадж

К сожалению, в этом году МК не закончился концертом, поэтому оставлю здесь несколько фотографий (и ссылку на пост) с выступления прошлого года, когда Джейкишор приезжал с супругой.

Шри Моcаликанти Джейкишор вырос в семье музыканта, ченнайского скрипача Шри М. С. Рао. Он начал свою карьеру танцора в возрасте семи лет, обучаясь у гуру Падмабхушана доктора Вемпати Чинна Сатаяма в “Академии Искусств Кучипуди”, Ченнаи. За 18 лет, которые он провел со своим гуру, Кишор стал опытным танцором с необыкновенным пониманием нюансов стиля. Джейкишор многократно исполнял главные роли в балетах своего гуру. а также широко концертировал как сольный исполнитель. Его техническое совершенство, несравнимая гибкость и полное перевоплощение в характер, который он изображал, принесли ему признание и высокие оценки критиков. В своих композициях он соблюдает принципы, созданные его гуру, стремясь установить свой собственный уникальный стиль с инновационным использованием ритмической основы танца. Все его постановки были высоко оценены критиками и знатоками искусств. Джейкишор и его труппа часто гастролируют, выступая на престижных фестивалях Индии и за рубежом.
One Comment
  1. Назира Тюленева

    Спасибо за тексты! Вы интересно пишете! Гуруджи очень добрый человек, сильно переживающий за искусство и профессию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*