Концерт «Раса Рангини» и мастер-классы Дебашиша Патнаика (одисси) в Москве

16 апреля мне посчастливилось побывать на концерте Дебашиша Патнаика и Елены Князевой (одисси) не только в роли восторженного зрителя, но фотографа (хотя это было под большим вопросом), а после — и поснимать на мастер-классе, с которым Дебашиш посещал Москву (проходил с 17 по 25 апреля). Одисси уже давно имеет отдельный особый уголок в моем сердце, но каждое мероприятие, к которому прикладывает руку Елена, выводит восторг на новый уровень. А в этот раз — особенно, потому что впечатления и заметки в посте будут дополнены интервью (!), из которого вы узнаете, как далеко заводят мечты 😉

Знакомство и долгая неделя с новым для Москвы и России танцовщиком одисси начались в театре «Кураж» — эта чудесная камерная площадка отлично подходит для классики. Можно было собственными глазами увидеть уникальный одисси-дуэт в действии — Елена и Дебашиш исполнили несколько танцев вместе (включая тот самый Vajrakanti pallavi), и сольные номера, а завершением стал потрясающий Shiva Stakam (рага бхайрави). На нем я прямо шкурой почувствовала «руку» гуру Рахула Ачарьи и Дебашиша Патнаика — Дургачаран Ранбира. Музыка ли виновата, или узнаваемая хореография, но мороз пробрал. Не думала, что когда-нибудь увижу этот танец вживую!

Уникальность концерта — присутствие на одной сцене (и чередование) представителей разных подстилей одисси. Кажется, это большой прогресс для Москвы — уже не только отличать «танцы из кино» от классики, разделять её на северную и южную, но и наслаждаться еще более тонкими оттенками и нюансами. Дебашиш представлял школу Дебпрасад даса, Елена — школу Келучарана Мохапатра. На концерте анализировать и занудствовать не хотелось — слишком красиво, быстро, ювелирно и мощно, а вот на мастер-классе различия, разумеется, не обошли стороной.

Дебашиш Патнаик – заметный исполнитель индийского классического танца стиля одисси, относящийся к молодому поколению. Его танцевальное мастерство отличается высокой точностью движений при работе на большой скорости, которая характерна для танцев в традиции Дебапрасад Даса, а выразительная абхиная проникает глубоко в душу…
Он родился в г. Роуркеле, шт. Орисса, танцует с пяти лет. Закончил с золотой медалью Институт культуры Прачин Кала Кендра и в течение 15-ти лет совершенствовался под руководством гуру Дургачаран Ранбира. В настоящее время Дебашиш Патнаик является директором собственной танцевальной школы «Дебнрутьям Данс Студио», которую он открыл в 2008 г. в Роуркеле. С 2016 г. он работает над открытием отделения «Дебнрутьям» в г. Бангалоре (Южная Индия). Он ведет активную преподавательскую и концертную деятельность, а также имеет большой потенциал и творческие планы на создание собственных хореографий.

Раз уж вышло так, что я немножко вкопалась в одисси и пересмотрела некоторое количество видео, то самым простым решением было бы сказать, что один стиль мужской (девушки его тоже могут, в труппе гуру Дургачаран Ранбира например, но самые яркие и впечатляющие соло исполнители, которые стали для меня открытием — мужчины), а второй — представляемый по всему миру Суджатой Мохапатрой (и ее многочисленными ученицами, и не столь многочисленными учениками) — женский. Но бинарные формулировки настолько уплощают картину, скатываясь к банальным стереотипам, что НЕТ. В школах разная подача, разное ощущение от танца — для нас, зрителей; для танцоров — другая работа тела.

Скажу честно, Елена пыталась мне объяснить разницу «на пальцах» (и я вроде поняла) но поскольку моя одисси-терминология скудна и печальна, то предоставляю слово ей — смотрите интервью ниже! Замечу лишь, что переходить с одной «классики» на другую возможно даже проще, чем пробовать разные стили внутри одного одисси.  Представьте ситуацию, когда в тело годами вкладывали один вариант, уже въевшийся под кожу, о 70% микро движений даже не думаешь, неосознанно краешком глаза копируешь учителя и не чувствуешь отличий (отличий от чего? только один вариант!), а потом вжух! и мир изменился. Когда еще можно так перезагрузиться?

Уникальная возможность для высококлассных танцоров одисси выйти из зоны комфорта, проверить границы осознанности в танце, подышать другим воздухом. Для начинающих (от 2 до 8 лет) — шанс попробовать другой стиль внутри любимого. Может быть это то одисси, которое вам нужно, но по ряду причин вы не знали о его существовании? Кто-то, я знаю, только посмотрев, сразу говорит — нет-нет, абсолютно не мое, пробовать не буду. Кто-то, наоборот, чувствует больше сродства.

Как преподаватель (насколько я могу судить), Дебашиш настоящий праздник — очень живой, улыбчивый и энергичный, даже разминка у него внутри музыки. Я понимаю, когда болливуд разминается под веселые мелодии разными проходками, шагами, элементами, но когда музыка звучит во время степов и идеально укладывается в звон наттувангама и стук таттакали и в последствующий дабл — это прям огого. Преподавательский опыт? Музыкальность? Волшебство?

Когда дело доходит до хореографии, то часть элементов он выполняет на превосходнейшем автопилоте — он может говорить, считать, поправлять руки-ноги-пальцы, даже зевать и быть сонной няшей — но движения остаются стремительными и безупречными. С ним легко и не страшно — как можно робеть и трепетать перед человеком, который ТАК сверкает улыбкой даже в базовых упражнениях?! В очередной раз подумала, как девочкам повезло с Еленой Князевой — не только нашла, разобралась и прокачалась сама, но и объяснила ученикам, привезла преподавателя, чтобы и другие могли попробовать, организовала чумовой концерт… Sharing is caring. Рост над собой и желание роста окружающих — вот что отделяет гуру от тренера.

Интервью с Еленой Князевой
(odissi-dance.com)

Taste of Alta: Как вы познакомились с Дебашишем и чем он обратил на себя внимание?

Елена Князева: Мы познакомились год назад, я написала ему через ФБ, что хочу выучить Ваджраканти паллави, и договорились, что к нему приеду. Так мы встретились в сентябре 2016 г…
Но увидела я Дебашиша впервые в Москве, в 2009 г., когда он приезжал в составе труппы своего гуру-джи Дургачаран Ранбира. 2009-ый был объявлен годом Индии в России, приезжало много артистов. Но из классических танцовщиков привезли только эту группу. В группе их было двое – он и Рахул (Ачарья), остальные девушки. Потом я периодически смотрела его выступления в Бхубанешваре, всегда с большим интересом. А когда мы оказались в одной программе на Муктешварском фестивале в 2013 г. (в тот вечер Суджата исполняла соло, Дебашиш был в составе дуэта, а я в составе «Одисси Дживан Нритья» с моим первым преподавателем Виталиной Лобач), мне было очень жаль, что я не могу посмотреть его выступление… И я только могла наслаждаться музыкой Шива Стакам перед собственным выходом…

ToA: А как пришла идея привезти его в Москву, ведь он представляет другую школу одисси?

Е.К.: Надо быть осторожными со своими мыслями и желаниями, поскольку они могут исполниться… Уже с того времени, как я его заметила и до сегодняшнего дня, он был единственным мужчиной-танцовщиком одисси, которого мне хотелось показать в Москве. А как? Да никак. Это было невозможно – он же из другой школы…
Но сложилось так, что я решилась выучить танец в другом стиле, который мне очень давно нравился, и как я обнаружила  в Интернете, что Дебашиш его танцует…(Vajrakanti pallavi — прим. ToA) Когда мы встретились, этот стиль перестал для меня быть «другим». Дебашиш предложил танцевать дуэтом (чего я и не предполагала никогда), и мы задумали московский концерт.

ToA: Различия и нюансы исполнения составили основную тему мастер-класса или это впечатление человека-со-стороны?

Е.К.: У мастер-класса специальной темы не было… Но  я, как организатор и вдохновитель, всем обещала заметное улучшение техники после завершения, и я считаю, что ожидания участников не были обмануты. Всем было немного жаль, что все так быстро закончилось.

ToA: Чем отличается стиль Дебпрасад даса от стиля Келучарана Мохапатра?

Е.К.: Стиль Дебапрасад Даса больше внимания уделяет чоуку, т.е. аспекту тандава. В танцах активно используются прыжки, акробатические элементы, более низкая посадка в чоуке, характерное для стиля Келучарана Мохапатры движение грудной клеткой практически отсутствует, вместо него – сильные наклоны корпуса. Ну и конечно, это высокая скорость. Думаю, что московские зрители это отметили, так как здесь уже успело сформироваться представление, что одисси – это медленный стиль танца. Там, где у Келучарана Мохапатры 1 движение, у Дебапрасад Даса – 10.

У Келучарана Мохапатры –  очень важны трибханги, т.е преобладание ласьи. И он более «интеллектуальный», на мой взгляд… Иногда бывает достаточно просто помнить движения, и по ходу дела на концерте есть время подумать и воспроизвести… В стиле Дебапрасад Даса это вообще невозможно, там думать некогда — движения должны быть глубоко усвоены на телесном уровне, иначе вы не сможете воспроизвести быстрые технические связки.
Как известно, все знаменитые гуру одисси имели бэкграунд махари* или готипуа**. Гуру Дебапарасд Дас в детстве был готипуа. Уже в 12 лет начал работать танцором и комедийным актером в театре. Он ушел из жизни довольно рано, в 54 года, успев создать ряд замечательных хореографий. Один из наиболее авторитетных на сегодняшний день гуру одисси является близкий ученик Дебапрасад Даса – гуру Дургачаран Ранбир, который также вносит свой вклад в развитие данного стиля. Смотреть его постановки – это всегда удовольствие и праздник. Дебашиш Паттнаик — один из лучших учеников и исполнителей его хореографий.

ToA: Кому пойдет этот стиль?

Е.К.: Стиль Дебапрасад Даса ближе к бхаратанатьяму (внезапно! — прим. ToA). Но несмотря на всю сложность, этот стиль удивительный — по мере практики тело начинает укрепляться, заряжаться от упражнений и раскрываться.

ToA: Большое спасибо за комментарии!

*Махари — храмовые танцовщицы Ориссы, в частности при храме Джаганнатхи в Пури (известны с X-XI в.), считались женами божества и танцевали внутри храма только для него.
**Готипуа — мальчики-танцоры, которые танцевали за пределами храмов для развлечения публики во время религиозных праздников, переодетые девочками, их танец был насыщен акробатическими трюками.

Помимо классики одисси я осталась и на МК по болливуду — Дебашиш давал собственную хореографию на Mohe rang do lal. Чудесная разминка под хиты (например, Shape of you, которую уже перепели и перетанцевали все индийские классические стили), база (вау, в болливуд-дэнс есть база!) и динамичная смесь направлений — особенно интересно наблюдать, как по разному одно простое движение, например, проходку — делают представители разных стилей (на МК были профессионалы как минимум от катхака и одисси).

***

По итогам этих мастер-классов хочу сказать, что они заставляют завидовать участникам и пробуждают зверское желание танцевать свое. Когда видишь таких разных, таких красивых людей, которые что-то такое нашли в классике, что не жалея себя, проводят по 7 часов в день танцуя, участь, совершенствуясь — это вдохновляет. Когда видишь как учат — молодой ли, более опытный ли преподаватель — проникаешься огромным уважением. Хороший танцор — не всегда хороший учитель, и не каждый учитель — гуру в том самом, большом смысле.  И соприкоснуться со знаниями, опытом, мудростью, добротой и энергией таких людей — бесценный опыт (даже если ты всего лишь отираешься с камерой 🙂 ).

P.S. Ссылки на видео: Ganga taranga, Vajrakanti pallavi, Shiva stakam

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*