Мастер-класс Джолсаны Менон (бхаратанатьям) в Москве

Прошлый май выдался богатым на концерты и выступления, в этом году весна радует если не погодой, то мастер-классами — и сегодня я с большим удовольствием пишу о МК Джолсаны Менон (Калакшетра, Ченнай). Если на одисси и кучипуди не было никаких опций, кроме как снимать, то на родном бхаратанатьяме всегда есть возможность поучаствовать. Но, как показал пристальный просмотр первого урока из десяти, рановато. Значит ли, что МК бесполезен? Ничуть! Далее — заметки по ходу дела, фотографии, расписание и как всегда — обширные выводы.

И наверное, начну с самого главного вывода — изучаемая хореография на мастер-классах вещь хорошая, но не главная. Важнее некое возвращение к основам, их освежение и калибровка внутреннего компаса правильности и у преподавателей, и у студентов. Бхаратанатьям вообще одна большая традиция, в которой легко различимы много маленьких — региональных, социокультурных, школьных, личных… И пример учителя, живущего этой традицией и возможность хоть десять дней, но пожить в ней тоже, очень важны, особенно когда мы территориально отделены. Даже одно занятие неоценимо прекрасно — огромное спасибо за предоставленную возможность Ирине Искоростенской (выпускнице Калакшетры, ученице Джолсаны Менон и организатору уже не первого приезда преподавателей такого уровня в Москву)!

C 6 до 26 лет Джолсана Менон проходила своё обучение в Калакшетре по классу Бхаратанатьям, по окончанию которого стала ведущим исполнителем труппы театра Калакшетры. После блестящего завершения аспирантуры (с отличием) она была зачислена в преподавательский состав института, где преподает уже около 20 лет. Она широко концертировала в Индии и за рубежом с труппой «Калакшетры», а также как сольный исполнитель.
Ежегодно Джолсана проводит многочисленные лекции-демонстрации и мастер-классы в Индии, Японии, России, Сингапуре, Малайзии, Америке и др. странах.
Преподавательский стиль Джолсаны отличает строгая приверженность Kalakshetra Bani, созданный на основе стиля Панданалур легендарной основательницей Калакшетры — Рукмини Деви Арундейл.  — с www.nrityas.ru

Первый день, первое занятие — участников много, залы культурного центра еле справляются. Джолсана-тичер начинает с разминки и повторит еще и следующей группе, что в русском холодном климате, чтобы оставаться здоровым и танцевать долго без травм, нужно обязательно разогреваться. Для более специфической нагрузки и для своеобразного «холста» для важных замечаний (а так же настроя на предстоящий танец) она выбирает одно тат-адаву и одно нат-адаву (в следующие дни их количество немного увеличится). Что может быть скучнее тат-адаву? Только высокомерие человека, который считает его таковым 🙂 Джолсана напоминает о собранном корпусе с крепким животом (пояс, в идеале — собственные мышцы), об одном уровне, о ровном (а не перекрестном!) замахе ноги сзади, о слышном звуке (который издает правильно и безопасно приземленная ступня) и о непрерывном дыхании.

На пятом нат-адаву она заостряет внимание на ярком, выразительном взгляде, который является обязательным для танцора классики и в традиции Калакшетры этому уделяются достаточно времени. Открытые и эмоциональные глаза в процессе обучения нарабатываются как мышцы — и начинаются как раз с нат-адаву. Не просто «смотрим направо-налево-прямо», а чувствуем, что мы танцуем, показываем глазами, и тогда чувство передастся учителю, а позднее — и зрителю. «Сопереживание» — один из вариантов перевода понятия rasa, без которого в бхаратанатьяме никуда, и важной частью этого понятия является зритель — rasika. И вообще, любить, что танцуешь, делаешь и как живешь — это важно.

Еще одна мелочь, которой часто пренебрегают — жесты. По себе знаю — иногда сильно занят локтями, ногами, миллион, просто миллион точек приложения внимания, а в пальцах — какая-то вялая медузка или просто «держишь мышь за хвост». Джолсана говорит, что каждая хаста обозначает одного из божеств, и кроме того, что это некрасиво, так еще и неуважительно — держать пальцы абы как. Неожиданный взгляд на руки!

Выглядит как непрерывный поток критических замечаний? На самом деле нет. Джолсана-тичер (господи, как же круто слышать это «тичер» — обращение в Калакшетре к преподавателю-женщине, мужчин называют «сэр») очень спокойная и улыбчивая, все замечает и поправляет, но не настаивает, если кто-то от смущения или усталости начинает тупить. Пошутить? Стать серьезной для серьезных замечаний? Засветиться изнутри, рассказывая о Рукмини Дэви? Легко! Она вдохновляет, поддерживает, улыбается, не жалеет таттакали и поет — невозможно не очароваться по самые пятки!

Расписание мастер-классов:
1-я группа (вечер) – 28.05.2017 – 01.06.2017 – НАНДИ КАВУТТУВАМ (6 минут) — 5 дней
2-я группа (вечер) – 02.06.2017 – 06.06.2017 —  КИРТАНАМ «ИННУМ ПАРАМУГХАМ» (посвящён богу Муруга) — (6 минут) — 5 дней
3-я группа (утро) – 28.05.20017 – 06.06.2017 —  КИРТАНАМ «ПАРВАТИ ПААДАМ» (12 минут) — 10 дней

После адаву приходит время записать текст изучаемой песни, и пока народ достает ручки с тетрадками и рассаживается, Джолсана с гордостью в голосе говорит что в этом году будет преподавать хореографию своих студентов. «В наше время мы больше экспериментировали с «математикой» в танце, — улыбается она, — все эти комбинации, которые сложно запомнить. Сейчас студентам больше нравится изобретать движения, при этом оставаясь строго в рамках традиций«. Счастлив тот гуру, что может гордиться своими учениками, ведь они продолжат традицию, сохранив, но не засушив уже всемирно известный Kalakshetra bani — стиль Калакшетры.

На этом МК я, конечно, была очень сильно сосредоточена на съемке — мой «рабочий» объектив все еще в ремонте, и снимать приходилось «домашним», который совершенно не справлялся с тесным залом культурного центра и количеством участников. Поэтому, садясь собирать в кучу впечатления для поста, я обнаружила, что это скорее набор  ярких мелочей с фоном из счастья и умиротворенности. Например, рассказ Джолсаны о ее докторской работе — исследовании танцевальных драм, которые ставила Рукмини Дэви (они включали диалоги и неожиданные перемещения, и их действительно много). Или тот факт, что многие известные музыканты/композиторы брали фамилией название места, откуда они родом. Или шутка про «простой» мужской костюм в бхаратанатьяме, который ультимативно требует обалденной техники, а девушкам достаточно быть «pretty» (но в каждой шутке, сами понимаете 😉 ) Оставлю здесь ссылку на небольшое видео — ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

Что-то я уже знала, но это знание обогатилось еще на чуть-чуть и заиграло новыми красками. Например, пранам (намаскарам) — обязательное приветствие, с которого начинается/оканчивается каждый урок, визитная карточка танцора, где на одной стороне написаны его данные, а на другой — координаты школы/учителя. И про символическое прощение за топтание земли ногами тоже в курсе, но вот то, что прикосновение в пранаме — это еще и благословение и нужно реально трогать (потому что иначе не работает!) — слышу впервые. И то, что Джолсана-тичер замечает эту, казалось бы, мелкую мелочь, объясняет, и просит сделать пранам еще раз — как полагается, наводит на мысль — в бхаратанатьяме все имеет смысл, и чрезвычайно важно его знать и понимать.

***

P. S. Поступил вопрос, почему я не присутствую на всех занятиях, если так интересно. Отвечаю — я считаю, что это неуважительно по отношению к участникам мастер-класса и преподавателю. Их комфорт важнее моего любопытства. Это не лекция и не открытый урок, а довольно сложное (и дорогостоящее!) мероприятие, где нужно быть предельно внимательным, а лишние люди, особенно с фотоаппаратом, напрягают (знаю по себе). Поэтому я с благодарностью и восторгом посещаю одно занятие (или два — в самых исключительных случаях), стараясь максимально не_мешать и больше не мозолю глаза. Да и вот здесь ученица Калакшетры прямым текстом отмечает отношение гуру к «зрителям», цитата: «Там вообще часто на занятия в класс приходят туристы, сидят, смотрят. Наш сэр не любит. Говорит, я не могу при туристах на вас кричать и ошибки указывать, как приходят — скомканно сворачивает занятие…. теряется концентрация

P. S. S. Не могу не проанонсировать еще одно мероприятие для мощной танцевальной «прокачки» и капитального «back to basics» — летний лагерь в Айнажи (Латвия). В 2017 году он пройдет с 7 по 12 августа, подробная информация — здесь. А вот по этой ссылке — мои впечатления о лагере 2016 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*