Bharatanatyam dance camp — Ainazi, Latvia 2017

В начале августа традиционно открылся летний лагерь для танцоров бхаратанатьям в Латвии, и я не имела ни единого шанса его пропустить! Организационно мало что изменилось с прошлого года — вот здесь подробное описание с ответами на самые общие вопросы (также консультирую в комментариях), поэтому пост будет больше о впечатлениях и учителях.

В 2017 году было заявлено несколько преподавателей, каждый из которых сам может считаться целым «направлением».

Ипшита Раджеш (Ipshita Rajesh)

Танцовщица, рассказчик, преподаватель и антрополог, в настоящее время проживает в Швеции. Занимается бхаратанатьямом уже 23 года под руководством таких гуру как Asha Sunilkumar, Rama Bharadvaj, Padma Subrahmanyam и Sheejith Krishna. Ипшита является первой индианкой, получившей стипендию Erasmus Mundus для исследований в области Dance Anthropology, объединившей университеты Норвегии, Франции, Венгрии и Великобритании.

В лагерь Ипшита привезла композицию на тамильском о Кришне, прекрасно иллюстрировавшую стиль bharata nritya.

Если кратко, то он основан на допущении, что караны, высеченные в южно-индийских храмах (и описанные в Натья шастре), являются не «фотографиями» танцоров, а скорее «видео», и множественные руки и ноги — это фазы движений, а не изображения волшебных существ. Исследованием танца в таком ключе впервые занялась Падма Субраманьям (здесь), и она же довела его до сценического воплощения, исполняя сама, и обучая «реконструированной» технике танца.

На лекции участники лагеря познакомились с элементами стиля и его принципами (например, с отсутствием точных канонов — главное не заданное положение рук/ног/локтей/бровей, а выразительность и уместность этого положения), посмотрели и попробовали поделать разные проходки, а позднее, уже разучивая хореографию (с кодовым названием «павлин»), увидели, как они вписываются в танец наряду с более «классическими» движениями.

Мне bharata nritya показался очень живым, объемным, игривым и театральным, стало заметно, насколько то, что мы сейчас считаем «классикой», отличается от того, что изображено в храмах и описано в главном танцевальном трактате. Границы классического в голове раздвигались — некоторые элементы напоминали кучипуди, некоторые — одисси, свидетельствуя о том, что Натья шастра — хоть и основа, но писалась (собиралась) в момент зарождения и обособления стилей и процесс этот, как любая эволюция, сложен и непредсказуем. Бонусом пришла мысль, что можно предпочитать какую-то школу в стиле, но не настаивать, что именно она единственно верная и «правильная».

***

Пилле Рооси (Pille Roosi)

Танцовщица, преподаватель и хореограф из Эстонии, начала изучение индийского танца в 1984 году в таллинской студии танца «Amrita» под управлением Ирины Янкевич. В 1991 году закончила Таллинский педагогический институт, факультет культуры по специальности «преподаватель танцев». Кроме постоянного контакта с мастерами России, Австрии, Германии и Бельгии, Пилле обучалась в школе Chitra Visweshwaran в Индии, летней школе Bharatiya Vidya Bhavani (UK), принимала участие в МК Meena Ramanathan, Sarasvati Sundaresan, Malini Sriniwasan, Prakash Yaddagudde и Surya Narayan Rao.

Потрясающий опыт преподавания и руководства студией в сочетании с мудростью и теплотой позволяет Пилле для каждого приехавшего в лагерь (неважно в какой раз!) найти правильные слова, касающиеся не только танца. А уж если у вас появились вопросы по теории и практике бхаратанатьяма — то это идеальный человек для ответов!

В лагерь Пилле привезла обманчиво простой Karuniso Krishna Karuniso для младшего уровня. Мелодия прилипала сразу и намертво, пол-лагеря в свободное время насвистывали припев, а насыщенность текста культурным слоем требовала целых лекций перед разучиванием очередного куска. Кроме хореографии были и «технические» классы для всех, которые я очень люблю за годовую дозу corrections и всегда неожиданный взгляд на знакомые адаву. Некоторые упражнения-задания на них граничат по эффективности с хорошей психотерапией, а марафон на силу духа  «все адаву подряд в трех скоростях» мой фаворит уже второй год 😉

***

Гаура Натарадж (Gaura Nataraj)

Начал танцевать в детском возрасте, к бхаратанатьяму пришел в 15 лет, довольно быстро стал самым известным и единственным мужчиной-исполнителем в Латвии. Занимался под руководством Дмитрия Змеева (Россия) и Пилле Рооси (Эстония), а так же принимал участие в мастер-классах и обучающих сессиях многих именитых танцоров Европы и Индии. В 2009 учился в Sri Devi Nrithyalaya (танцевальная школа в Ченнае), позднее присоединился к Samadhi Dance Company (Нидерланды) и принял участие в нескольких постановках («Vizve», «Bho», «Gaudiya», «Hanuman», «Atma», «Pavan»). С 2014 года берет уроки у гуру абхинаи Индиры Кадамби.

Гаура Натарадж не нуждается в особом представлении, он один из редких запоминающихся молодых танцоров неиндийского происхождения. В век интернета можно стать узнаваемым и даже популярным, не разъезжая с гастролями и давая концерты лишь в Латвии, а пропустить его видео на Youtube нельзя даже при самом беглом знакомстве с бхаратанатьямом.

Для тех, кто как-то умудрился пройти мимо — несколько любимых ссылок на самое впечатляющее и свеженькое — Madhurashtaka and Navarasa Mohana, Ardhanarishvara stotra, Suriya ashtakam, Thillana Brindavani, Jathiswaram Hindolam, Thillana Dhanasri

Невероятная (и продолжающая улучшаться с каждым годом!) техника, яркая, выразительная абхиная, большой опыт обучения за рубежом, интерес к индийской музыкальной традиции и культуре — а так же доброта и искренность 😉 Он не только талантливый исполнитель (и пример для подражания, что уж скрывать), но и чуткий преподаватель — терпеливый и обстоятельный.

Традиционно Гаура привозит танец от самых крутых современных гуру и прикладывает достаточно усилий, чтобы участники лагеря его «взяли». В 2017 году это была хореография Рамы Вайдьянатхан «Ардханаришвара стотра» для продвинутого уровня, украшение репертуара любого танцора. И так же традиционно он не жалеет времени на объяснения важности понимания и практического применения теории talam — ритма в карнатик-традиции (это запланированные МК в рамках лагеря и «факультативные» занятия). В ход идут простые упражнения, хоровой счет, рисунки, все что угодно, лишь бы заработало!

***

Елена Тарасова (Elena Tarasova)

Сценическое имя — Апсара, занимается индийскими танцами с 1987г. Хореограф, исполнитель, преподаватель танца с 20-летним стажем, неутомимый студент и исследователь искусства. Основатель и руководитель шоу-балета «Апсара» (1996) и Центра Индийской культуры в Санкт-Петербурге (2009), ее сфера профессиональных интересов включает регулярные выступления (в нескольких стилях), мастер-классы, преподавание, лекции по теории индийского классического танца, йогу, танцевальную терапию и многое другое.

Елена уже не первый год совмещает свое активное обучение  в лагере с обучением других. В этот раз небольшая, но очень изящная шлока из репертуара кучипуди, подходящая для танцоров бхаратанатьяма была выучена для финального концерта за рекордные сроки.

Но самым замечательным и полезным классом была вот эта лекция — приведу описание полностью:

Лекция-практикум «Здоровье танцора», адресованная танцорам любого индийского стиля, исполняемого на плие. Мы будем говорить об анатомии, простейшей механике, технике безопасности, грамотных принципах разминки, растяжки, заминки, реанимации небольших травм, а также лечащих и поддерживающих здоровье средствах. Елена поделится своим опытом наблюдений на протяжении 20 лет преподавания, 30 лет практики. Знание, понимание и соблюдение несложных правил поможет танцорам предотвращать травмы и танцевать в радость многие годы.

Одно дело, когда прописные истины вдалбливаются через собственные грабли, и совсем другое — послушать человека с огромным преподавательским и исполнительским опытом. Честный разговор о здоровье, полезная информация, сдобренная примерами из жизни, и конкретикой — когда Елена начала надиктовывать список средств профилактики и первой помощи для танцоров, я чуть не зааплодировала! Что-то я уже пробовала, что-то ждало своей очереди, а кое-что было совершенно неизвестной штуковиной (которая теперь помогает — низкий поклон, Лена!). В моей практике еще прописались «быстрая» и «ленивая» разминки, упражнения на ритм и пара правил безопасности.

Я бы читала эту лекцию всем начинающим в принудительном порядке, но могу лишь посоветовать — Елена много ездит по стране с МК, не упустите возможность, если таковая вам представится! Или приезжайте в Питер 😉 Некоторое количество интересной информации и тем для размышлений можно найти и на сайте Елены www.elenatarasova.com

***

Падмини Шридеви (Padmini Shri Devi)

Так же известна как Лариса Подскочая — танцовщица, преподаватель и руководитель студии «Bharata» (Рига, Латвия, с 2005), и основатель центра индийской культуры «Bharata» (с 2011) — творческой организации, «ответственной» за насыщение культурной жизни Латвии искусством Индии, проведение большого числа развлекательно-просветительских мероприятий, а также за построение латвийско-индийской дружбы. Лариса начала обучаться у Пилле Рооси (Эстония), посещала классы Д. Змеева, Vija Vētra, Usha Raghavan, Anusha Subramanyam, Leela Samson, Priyadarsini Govind, Shijit Nambiar, Parvati Menon, Malini Shrinivasan, Janaki Rangarajan, Padmaja Suresh, Baladevi Chandrashekar.

Последний в списке, но первый по значению человек-пароход, без которого лагеря просто не случилось бы, бессменный организатор, преподаватель-божество с тысячей рук и глаз, танцовщица невероятного энтузиазма и источник волшебных пенделей!  ♥ ♥ ♥ Извините, меня накрыло воспоминаниями, и я срочно пошла и пересмотрела лагерные видео!

Постараюсь сохранить видимость объективности и скажу, что Лариса объясняет очень доходчиво сложные вещи, дает самые дельные советы, понимает танцоров любого уровня подготовки и решает самые неразрешимые проблемы — например, когда утром перед отчетным концертом я пришла с квадратными глазами и объявила, что ничего не помню из своего танца (первое настоящее выступление, технический танец, который я учила полгода) и «все пропало».

***

В 2018 году лагерь состоится с 6 по 11 августа, следите за новостями на сайте и на страничке в фейсбуке. А здесь выложу немного фотографий (сколько успела сделать из-за кулис) с лагерного концерта 2017 года — нашими зрителями становятся жители Айнажи и некоторое количество приехавших специально из Риги друзей и знакомых, выступают практически все и это замечательная и очень красивая точка в неделе танца )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*