Hints&Tips: мотивация

Это пост лежал в черновиках с самого открытия сайта и я думала, что он никогда не понадобится. Однако, никто не Супермен (кроме Супермена, конечно!) и время пришло. Итак, вы пылали энтузиазмом и были готовы свернуть горы. А сегодня уже не хочется идти заниматься, все тускло, вяло, надоело, или, как пишут нонче в смешных пабликах, «настроение упасть на колени посреди комнаты и заорать изо всех сил «Господи, за что?!».

Предлагаю несколько советов, которые помогут вернуть былое горение и разобраться с «диагнозом» — временный провал или все действительно сложно? Я не психолог, не претендую на всезнание и пишу, держа в уме бхаратанатьям, который очень люблю, но иногда этого оказывается недостаточно.

Рекомендации легко можно применить к другим занятиям, они не уникальны (и не я их придумала, конечно), так же как и все книги про мотивацию, силу воли и творческий путь — к бхаратанатьяму. Серьезно, в «Пути художника» Джулии Кэмерон и «Мечтать не вредно» Барбары Шер я нашла максимальную концентрацию пользы, понимания и поддержки, какую только может дать книга танцующему, а значит творческому человеку.

Постараюсь меньше углубляться в философию (в двух упомянутых — и в книге «Большое волшебство» Елизабет Гилберт, — это сделано гораздо полней и талантливей), и сосредоточусь больше на мелких практических советах для тех, кто действительно хочет вернуть былое, а не просто поныть.

1. Keep calm and have a mantra

Человеческая психика так устроена, что написанное задерживается нашем сознании лучше — напишите простой и короткий ответ, зачем вы танцуете, и не попадитесь в ловушку слова «почему» — это совершенно другой вопрос, он о прошлом, о причинах, которые вас привели в класс, а вопрос «зачем» направлен в будущее — чего вы хотите? Что сделает вас счастливым? Каково ваше самое сильное, самое заветное желание?

Когда затраты времени, сил и средств растут, а удовольствие уже не столь яркое, мотивация начинает пошатываться и ответ незаметно выветривается. Поэтому напоминание, написанное и повешенное у рабочего стола, заставкой на мобильник или эпиграфом в дневник, послужит вам путеводной звездочкой в тяжелые времена неудач и застоя. Им, кстати, может быть и картинка/фотография любимого танцора 🙂

Маленькое дополнение к первому пункту про «нравится» и «для души». В нашей культуре как-то не принято сильно упираться ради простого «нравится» и продолжать, если хобби «для души» требует усилий. Это действительно тема многих книг и большого разговора с собой о настоящих желаниях и ожиданиях окружающих. Поэтому я приведу  цитату из книги Элизабет Гилберт «Большое волшебство», которая умеет писать о таком гораздо лучше:

Когда я говорю здесь о творческой жизни, пожалуйста, помните: я не обязательно имею в виду, что надо посвятить жизнь исключительно профессиональному искусству. Я веду речь о жизни, в которой человеком руководит больше любознательность, чем страх.
Вот, скажем, один из самых ярких примеров творческой жизни – моя подруга Сьюзен, которая увлеклась фигурным катанием в возрасте сорока лет. Вообще-то, кататься на коньках она давно уже умела. В детстве она занималась фигурным катанием и всегда обожала его, но ушла из этого спорта в подростковом возрасте, когда стало понятно, что ей недостает таланта, чтобы стать чемпионкой. Прошло чуть больше четверти века – моя подруга Сьюзен не каталась на коньках. Чего ради стараться, если не можешь быть лучшей? Потом ей стало интересно: а не прошла ли у нее любовь к катанию?
Она пошла на поводу у своего любопытства. Купила коньки, нашла каток и записалась к тренеру. Внутренний голос твердил, что она просто потакает своим нелепым и безумным прихотям, но Сьюзен не стала его слушать. Она подавила даже неловкость от того, что оказалась единственной великовозрастной тетей среди девятилетних малышек.
Она просто занималась.
Три раза в неделю Сьюзен вставала затемно и, пошатываясь спросонья, отправлялась кататься на коньках до начала долгого трудового дня. Она каталась, каталась, каталась… И выяснила, что это по-прежнему восхитительно. Теперь ей даже больше нравилось кататься, ведь, став взрослой, она наконец-то оценила, как важна сама возможность радоваться жизни. На коньках она почувствовала себя активной и юной. Она перестала казаться себе среднестатистическим потребителем, безликим исполнителем повседневных задач и обязанностей. Она начала осознавать себя как личность, решившись сделать что-то с собой.
Это был поворот.
Пожалуйста, обратите внимание: моя героиня не ушла с работы, не продала дом, не порвала ни с кем отношений и не переехала в Торонто, чтобы оттачивать мастерство под руководством тренера олимпийского уровня. Заметьте также, что в конце истории Сьюзен не получила медаль и не стала чемпионкой. Такого финала и не должно быть. На самом деле история вообще еще не окончена, потому что Сьюзен до сих пор по несколько раз в неделю катается по утрам на коньках. Просто потому, что катание для нее – это лучший способ выявить какую-то красоту и выйти за рамки обыденности в своей жизни – то, чего она не могла добиться иными способами. И пока она еще здесь, на Земле, ей хочется как можно больше времени проводить за рамками обыденности.
Вот и все.
Это я и называю творческой жизнью.
И хотя способы реализации и результаты творческой жизни могут кардинально отличаться у разных людей, я с гарантией могу утверждать следующее: творческая жизнь – это жизнь насыщенная и яркая. Это грандиозная жизнь, счастливая, разнообразная и чертовски интересная. (с)

2. Внимание на цели

Если ваше «зачем» отказывается убедительно формулироваться на бумаге, а в голове начинают колоситься слова «нереально» и «никогда», то поразмыслите над некоторыми целями, которые вы могли бы достичь попутно, и они вас порадуют. На помощь придет тайм-менеджмент и определения для целей по аббревиатуре SMART:

Specific (Конкретны)

Цель — максимально ясная, с отчетливо представленным конечным результатом. Чем конкретнее — тем лучше. Например, «выступать» или «выступить на отчетном концерте школы с сольным номером в этом году» — чувствуете разницу?

Measurable (Измеримы)

Цель — измеримая, чтобы можно было узнать, что она достигнута или как близко вы к концу. При постановке забываем о понятиях лучше, быстрее, больше, красивее и так далее, оперируем объективными категориями. Вопрос, в каких единицах мерять искусство и творчество, каждый решает для себя — количество выученных танцев в год? часов в зале? зрителей на концерте? приглашений выступать? мурашек от музыки разучиваемого танца?

Attainable (Достижимы)

Цель — достижимая с точки зрения внешних факторов и внутренних ресурсов. Да, чудеса случаются и иногда настойчивость и вера в себя сворачивает горы, но не стоит сразу на это рассчитывать. Начинайте  адекватно, в конце концов, никто не мешает потом поставить цель повыше. А вот рисовать совсем «низенькие» цели не надо: нет преодоления — нет интереса — нет роста.

Relevant (Значимы)

Цели в танце должны быть важными для вас лично — а не для учителя, коллег или знакомых, но при этом стоит  непротиворечиво соотнести их с другими сферами жизни (семейные и дружеские отношения, финансы, отдых, другие хобби, профессиональные планы, и т.д.)

Time-bounded (Определены во времени)

Цель должна быть определена во времени, с конкретными сроками (и промежуточными контрольными моментами) ее достижения. Начинающие целеполагатели обычно ломаются на этом пункте — запланировано Х через 3 месяца, а получилось от силы четверть Х, а местами вообще Y. Это нормально, потому что прикинуть сколько времени с точностью до секунды у вас займет занятие новой деятельностью с учетом непредвиденных обстоятельств — это к прорицателям, а не к тайм-менеджменту. Но примерно поглядывать на сроки стоит — они дисциплинируют.

Если трудности вас демотивируют, сфокусируйтесь на целях — это работает. А анекдот про уточку я оставляю тут совершенно случайно 🙂

3. Распилите слона и получите награду

Если ваши мечты уже переименованы в цели, цели мелко нашинкованы в планы с оглядкой на SMART-определения, и вы вдруг поняли, какой необъятный (индийский! танцевальный!) слон вам перепал, и от этого руки опустились, то можно применить еще пару приемов из арсенала тайм-менеджмента.

Совет следующий — разделить цель на много маленьких (и нестрашных) и добиваться ее по кусочкам. Делим «слона» на порции от обратного, т. е. выстраиваем цепочку достижений до вас сегодняшнего, и стараемся делать (или хотя бы лежать в правильном направлении).

Я знаю, бывают дни, в которых огромное достижение просто прийти на занятие, в другие — не сдаться посредине танца или впихнуть в себя еще три строчки песни и не вскипеть мозгом. Каждый день и у каждого человека по-разному. И только вы решаете, сколько сможете «съесть» сегодня.

А чтобы «поедаемый слон» не был совсем уж невкусным, то заведите привычку отмечать свои достижения (лучше в письменном виде!) и вознаграждать себя. Как — вы лучше знаете ) Главное, не увлечься и соблюсти баланс между наградой и вложением сил.

4. Корректируйте план

Наши хобби суть радость и отдых, но иногда страшный внутренний голос строго спрашивает, почему так мало и так плохо, и я чувствую себя снова в школе. Энтузиазм стремительно вянет, «я не справляюсь», «план не работает» и т.д. Такие состояния стоит ловить и чинить сразу.

Индийский классический танец для 99% европейцев — неизведанная территория, в нем нет стандартных схем и, естественно, будут штуки, которые никак нельзя предусмотреть. Поэтому все, что я писала про цели, это полезная и хорошая информация для вас (а не для публики), но если что-то идет не так, то не надо расстраиваться, загоняться и в итоге бросать.

История из жизни: пару лет назад мне казалось, что я обалденно прокачаюсь, если буду много заниматься — пятилетка за три года, догнать-и-перегнать и еще в таком же духе. Результат — травмы, перетренированность, усталость, апатия, срывы, тлен и безысходность. Теперь я умнее, и знаю норму занятий, которая позволяет заниматься без пауз и без травм, а так же ситуации, когда надо сказать not today Satan и не делать некоторые адаву/элементы.

Планы на то и планы, чтобы их корректировать под свои особенности и внешние обстоятельства, только вы знаете себя хорошо, только вам разбираться со планом, держа в уме контрольные точки. Не позволяйте внутреннему перфекционисту и внутреннему критику сбивать вас с толку, ведь медленный прогресс лучше, чем никакого, а если план А провалился, то есть еще 32 буквы 🙂

5. Позитивность и поддержка

Очень важно создать себе сеть поддержки на случай смутных времен, не обязательно в одиночку выбиваться из сил. Друзья или родные могут приободрить, коллеги часто бредут по той же дороге — разделяя минуты радости и успеха, мы можем поддерживать друг друга и в не самые лучшие дни. Думаю, у каждого из нас есть человек, чашка кофе (и разговор!) с которым способны заставить вас сворачивать горы с утроенной энергией. Но даже если помпономахатели не раскачивают на решительные действия, а всего лишь утешают и согревают — это здорово!

Обратное — если кто-то регулярно и методично сомневается в вас, в ваших способностях и намерениях, не колеблясь расставайтесь с таким человеком или до нуля сокращайте общение на острую тему. Генри Форд говорил: «Если Вы верите в то, что сможете это сделать, либо не верите в то, что сможете это сделать – Вы правы и в том, и в другом случае», а такие «объективные» и «я же тебя знаю» советчики подрывают именно веру.

6. Желания и регулярность

Временами травмы и неотложные дела требуют внимания и танец смиренно отступает на второй план, а иногда наступает момент под кодовым названием «что-то сегодня не хочется». Особенно часто с ним встречаются люди, которые занимаются самостоятельно. «Схожу завтра» и другие хиты от создателей «я что-то устал» и «нет настроения».

Танцевальная лень побеждается как и любая другая — «человек всегда находит время для того, что он действительно хочет», если сиюминутное «хочу потупить в интернете» сильнее, чем желание танцевать, то ммм… последнее желание не такое уж и сильное. Как заставить себя делать то, что не очень нужно и не сильно хочется — я не знаю.

Снимаю белый плащ — у меня бывают времена, когда находятся отговорки для самостоятельной тренировки, и борюсь я с ними так —  выкупаю зал для занятий на неделю вперед и знаю, что если вдруг не пойти, то придется платить за неиспользованное время. Жадность побеждает,  а через 10 минут разминки я уже думаю — и чего не хотела, так же классно! Для домашних занятий мелкой абхинайей я тоже решаю повспоминать буквально пять минуточек. Результат аналогичный — втягиваешься и занимаешься. Главное — начать. Еще порекомендую книгу Келли Макгонигал «Сила воли: как развить и укрепить» про абсолютно нелогичное отлынивание и как его бороть, используя науку.

Иногда в регулярных занятиях наступают большие паузы — праздники, болезнь/отъезд преподавателя и т.д., а с ними приходит эффект «никогда не занимался, что происходит, чьи это ноги-руки». Эффект вредный, сильно отбрасывающий в танцевальном развитии и не способствующий желанию продолжать (а по факту — почти начинать сначала!). Чтобы не выпадать из «рабочего» ритма заведите себе расписание и постарайтесь его придерживаться, не дайте телу забыть выученное!

Еще одна классная штука для любителей работать в команде — публичное взятие на себя обязательств. Попробуйте разделить свой план/расписание с таким же упорным товарищем, впишитесь в марафон и т.д. Это и регулярность, и поддержка, два в одном.

7. Вдохновение

Lifestyle-коучи советуют читать вдохновляющие биографии людей из той области, в которой вы горите энтузиазмом и надеетесь достичь успеха. Танцоры — атлеты Бога(с), и насколько мне известно, пока еще нет биографий танцоров бхаратанатьям на русском*, поэтому подойдут все люди творческих профессий и спортсмены.

*кроме перевода Н. Савельевой автобиографических заметок Рукмини Дэви, а на английском есть «Rukmini Devi: a life» by Leela Samson, «Kalakshetra Rukmini Devi» by B S Sharada, «Mrinalini Sarabhai: the voice of the heart — autobiography», «Birju Maharaj: The Master through my eyes» by Saswati Sen, «Guru Kalanidhi» by Lakshmi Lal, «A passion for dance: my autobiography» Yamini Krishnamurti, «Balasaraswati: her art and life» by Douglas M Knight Jr., «Chandralekha: woman, dance, resistance» by Rustom Bharucha, «Sonal Mansingh: a life like no other» by Sujata Prasad, «Bonding a memoir» by Vyjayanthimala Bali & Jyoti Sabharwal, «Kelucharan Mohapatra: dancing phenomenon» by Sharon Lowen.

В качестве альтернативы проверенное много раз средство — видео хороших танцоров своего стиля. Сразу хочется быть такой же, что автоматом означает сползание с дивана и устремление к активным действиям. Очень осторожно применять этот способ тем, кто впадает в тоску с рефреном «они такие крутые, я так никогда не смогу». Нет! Никогда не сравнивайте своё начало пути с чьей-то серединой!

Само понятие соревнования — идея, что где-то есть кто-то точно такой же, как вы, только лучше — ошибочно. Да и к тому же это отвлекает ваше внимание от себя. Вы пытаетесь соответствовать чужим, совершенно не подходящим вам стандартам вместо того, чтобы разобраться в себе и найти собственные (с).

Вычитала в одной психологической книге как быть тем, кто смотрит так и уже устал — сделайте максимум того, что зависит от вас лично, и забейте на остальное. Я, например, знаю, что никогда не смогу из высокого прыжка приземлиться в манди адаву, как Паршванатх, или прыгать на полтора метра вверх с места, как Кристофер, это не делает меня хуже, я — это я. Но, глядя на них, позитивно думаю, что надо бы поработать над линиями и растяжкой — над тем, что улучшить можно.

8. Разнообразие и забавы

Не знаю, у кого как, но наши регулярные занятия не всегда похожи на Диснейленд, но скучать там и в голову не придет.  А на самостоятельных (особенно в части оттачивания техники и наработки выносливости) столько всего надо успеть и за стольким внимательно проследить, что тем более. Но, слышала, некоторым «нудно» и «одно и тоже».

В классах советую незаметно углубить араманди до нормального/идеального — самое простое решение, которое займет вас абсолютно и не будет мешать преподавателю. Остальные развлечения — для личного времени и для «растрясания» тоски — придумайте хореографию под карнатик версию популярной песни, покажите абхинаю частушек, потанцуйте болливуд, наконец! Примеры являются вымышленными и зависят исключительно от вашего понятия веселья и навыков 🙂

Мой топ 3 для технических часов:
Разные адаву на разных скоростях по схеме 1-2-3-2-1 (первая скорость — пятый нат адаву, вторая — третий, третья — шестой, например, и обратно)
Таткар с хлопками на 3-7 или 2-6 для перезагрузки головы
Супер медленное исполнение репертуара на скорости 60% от обычной

9. Наслаждайтесь дорогой

Постановка целей, несомненно, вещь хорошая и полезная, но что, если вы из породы людей, больше ценящих путь, а не конечный пункт назначения (я понимаю, что в классике нет конечной точки, которую можно покорить и расслабиться, но тем не менее)? И повестка дня, приправленная дисциплиной и амбициями (особенно чужим), вгоняет в тоску и сопротивление?

Напоминайте себе почаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить всё намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути. (с) Ричард Карлсон

Что бы определить ваш тип, представьте, что волшебным образом можно перешагнуть через все тренировки и обучение, сразу получив желаемое. Больше никаких занятий, никаких мучений в араманди и медленного продвижения по неизведанной планете индийского танца — только красивый и приятный результат, прямо сейчас. Вы бы этого хотели?

Понимание себя в этом базовом жизненном вопросе снимает стресс и зуд «достигатора». Если все решено и вам классно вот прямо сейчас, без оглядки на завтра, то нежелание и колебания уходят сами собой. Я уже неоднократно замечала, как бхаратанатьям проявляет в людях персональный стиль взаимоотношений с жизнью и внутренним собой, только более концентрированно и выпукло. Тайные бонусы индийской классики 🙂

Еще маленькое дополнение в виде статьи психотерапевта Альфрида Лэнгле на тему «Эмоциональное выгорание — пепел после фейерверка. Экзистенциально-аналитическое понимание и предупреждение».

10. Отдых

Если танцевальный сплин не лечится ни одним советом из списка, или он совершенно не такой™, то, возможно, вам нужен небольшой перерыв. Для начала мысленный эксперимент — представьте, что вы бросили. Решительно и навсегда. Что почувствуете? Чем займетесь?

Если не стало яснее, то возьмите настоящую паузу — никаких занятий. Съездите в отпуск, займитесь конным спортом, вьетнамским языком, плетением макраме, или разленитесь до предела. И если через некоторое время вы с удивлением обнаружите, что не вспоминали про бхаратанатьям недели две и ничего не потеряли, может быть … возвращаться и не стоит?

**

Чтобы не заканчивать этот бесконечный пост на такой грустной ноте, процитирую Барабару Шер:

Побеждать, в моем понимании, значит получать то, что хочешь. Не то, что ваши папа и мама хотели бы для вас, не то, что вы считаете достижимым в этом мире, а именно то, чего хотите вы – ваши желания, фантазии и мечты.

Человек становится победителем, когда любит свою жизнь, когда каждое утро встает, радуясь новому дню, когда ему нравится то, что он делает, даже если порой бывает немного страшно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*