Три концерта на границе весны, Москва

Одисси в Москве

Небольшие заметки о посещенных концертах индийской классики с фотографиями на память, и было бы неплохо иметь сайт с своевременными афишами всех выступлений на будущее… оh, wait! Ладно, сдам одно место — сайт культурного центра при посольстве, и постараюсь вешать, что нахожу, на своей страничке в фейсбуке.

Махашиваратри — великая ночь Шивы — не только большой индуистский праздник, но и повод устроить тематический концерт. В этом году 12 февраля танцевали ученики Ирины Искоростенской («Натьяшрама») — родной зал посольства, аншлаг и много МНОГО танца.

Я совсем не собиралась снимать, решив в кой-то веки побыть простым незатейливым зрителем, которому не надо быть одновременно везде и думать сразу обо всем. И это было здорово 😉 Каждый танец трогал за сердечко, смотреть родной стиль — ни с чем не сравнимое удовольствие. Миллионы деталей — скорости (боже мой, какие же у них скорости!), чистота движения, любимая музыка, понимание смысла в абхинайных частях, синхрон, стать, хореографические решения, костюмы… Отдельно отмечу Марию Жильцову и ее падамы — мой личный сорт бханга. Я сидела не очень близко, но ее выразительность била даже там — без преувеличений, без карикатурности. Каждое движение бровью. Каждый взгляд.

Отдельный бонус от вселенной специально на Шиваратри: одно время мне было жутко интересно, что получится у другого фотографа в том же зале, с тем же светом, с таким же скоростным классическим танцем — и вот, репортаж от двух профи (Николай Винокуров и Ольга Людвиг). Рекомендую от всей души, потому что писать словами через клавиатуру о таких выступлениях все равно что пытаться насвистеть оперу в одно лицо, а смотреть хорошие фотографии уже гораздо правильнее.

Не люблю использовать чужие работы, поэтому картинка исключительно для привлечения внимания (переход в альбом при клике):

Если уж привязывать выступления к праздникам (отличная традиция, кстати!), то нельзя обойти стороной Холи — Фестиваль красок или начало весны. Его выбрал своей темой коллектив «Сарасвати», представив 2 марта 2018 танцевальную программу из разных направлений индийского танца.

Выступают они редко или незаметно для меня, поэтому упустить такую возможность было нельзя. Концерт охватил классику — бхаратанатьям, 3 штуки (причем один из них я бы назвала куском настоящей dance drama на 7 персон — о приобретении Ганешем головы слона) и народные танцы разных регионов Индии. Исполнению предшествовали объяснения с интересными фактами из повседневной индийской жизни/культуры и смена костюмов на аутентичные — что было весьма challenging, учитывая разнообразие представленных танцев. Девушки понравились и даже очень (с удовольствием засмотрела бы большой классический концерт в их исполнении), а вот кое-что можно было бы и улучшить. Например, поставить сценический свет, потому что интимный полумрак актового зала института географии совершенно не помогает рассмотреть абхинаю (которая заслуживает!), а костюмы и украшения не сияют как положено. Да и ощущение дополнительного тепла и радости бы не помешало.

P.S. увидала таки живьем танец на Rabindra Sangeet — песни/музыку Рабиндраната Тагора, который представляет собой синтез нескольких стилей.

P.SS. в северных штатах женщины обычно прикрывают голову в официальных ситуациях, а в южных наоборот — если и есть что-то на голове от солнца, то при входе в храм лучше снять.

Концерт-лекция театра индийского танца «Омкара» 29 марта 2018. Я, если честно, до сих пор путаюсь, как соотносятся различные ветви этого творческого объединения танцовщиц одисси, но видела выступление учениц Светланы Гадалиной на благотворительной ярмарке и это было из категории «must see» и «хочу еще» 🙂

В милом камерном зале музея Л. Толстого соблюли идеальные пропорции лекции и концерта. За философию отвечали цитаты русских покорителей Индии («..и есть земля, где людей половина тела песья, а половина человечья, а у других людей очи и рот в груди, в иной же земле у людей сверху большие рты, а другие люди имеют скотьи ноги, есть люди – наполовину птица, наполовину – человек…«), Натья Шастра в виде увесистой книжки, наглядные «пособия» по божествам и подкупающее «Я расскажу вам то, что обычно не рассказывают зрителям на концертах…» И, конечно, не только это, Светлана — удивительно приятный рассказчик и слушать ее было не менее увлекательно, чем смотреть концерт. Программа проводила зрителя через различные виды классического одисси — технические (паллави), выразительные и смешанные, различные настроения (завершающий «Джая Махеша» был очень в тему) и скорости, создавая ощущение наполненности, но не пресыщенности.

Подумалось, что в Москве уже не бывает плохих концертов — каждое выступление настолько отрепетировано, продуманно и с душой сделано, зрителю остаётся только ходить и восхищаться.

P.S. особое спасибо за такую приятную и полезную мелочь как программка с названиями танцев и фамилиями участников (хоть буду знать, с кем делю раздевалку в культурном центре при посольстве 🙂 ).

Не пропустите следующие выступления  — 12 апреля «История одной строкой» (катхак, RADANCE Company) и 18 апреля «Рага любви» (одисси, Елена Князева и Дебашиш Патнаик).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*