Индийские фильмы про классический танец

Визитная карточка индийского кино — песни и танцы по любому поводу. В то время как Голливуд в основной массе кинопродукции старается создать иллюзию реальности, вытеснив мюзиклы в отдельный жанр (впрочем, «The greatest showman» и «La la land» все равно пытаются совмещать), в Индии приняли за основу буквальное прочтение фразы «фабрика грез», и никого не удивляет обилие вокально-танцевальных вставок. Фильмы без них — 3% того, что можно назвать артхаусом или серьезным фестивальным кино. Разумеется, в такой мощной индустрии не могли не обратить внимание на классику, тем более что некоторое количество актеров и актрис Болливуда имеют в прошлом танцевальный опыт. И сегодня в блоге краткий обзор индийских фильмов о классическом индийском танце.

Внимание! Могут быть спойлеры!

Золотой лотос / Swarnakamalam (1988)

Сюжет: перевоспитание строптивой дочери старого учителя кучипуди из одаренной, но равнодушной исполнительницы в человека посредством соседа-художника, сестры-музыканта, заезжей знаменитости и ряда трагических обстоятельств.

В фильме принимают участие Бхануприя (актриса и танцовщица кучипуди), Шэрон Лоуэн (американка, серьезно занимавшаяся изучением и исполнением индийской классики) и Келучаран Мохапатра (как хореограф некоторых танцев). Упоминают Калакшетру и Камаля Хассана. Чистой классики немного, гораздо больше буйной полуклассики, но несколько сцен интересны — «танцевальный» урок и репетиция на дому, выступление на улице за деньги, сочетание нескольких стилей классики в мечтах героя, соло с Angikam (которое легко «читается»), поездка на Гуру-пурниму к учителю ее учителя.

Мое терпение серьезно испытывали неторопливые диалоги и затянутые сцены, но общий добрый и хороший смысл победил — Минакши ноет, что весь мир идет вперед, а ее семья цепляется за прошлое в виде древнего танца, на что ее полуслепой отец отвечает, что искусство дает освобождение уже в этом мире. Так в итоге и получается, и эгоистичная куколка развивает в себе настоящее понимание исполнения с душой, при этом зрителю ненавязчиво рассказывают о целительной силе искусства, о предназначении, музыке и танце в жизни. Ну и про любовь разумеется втирают, как же без нее 🙂 Что интересно, профессия танцовщицы не считается чем-то плохим — всего лишь с нестабильным/маленьким доходом.

Итог: 5/10

Ванаджа / Vanaja (2006)

Сюжет: Ванаджа, 15-летняя дочь бедного рыбака из деревушки в штате Андхра Прадеш (Южная Индия) устраивается на работу в дом местной землевладелицы в надежде научиться искусству танца. Землевладелица позволяет очаровать себя находчивостью и смелостью девушки и дает согласие обучать ее кучипуди.

Начинается все замечательно — гадалка, обучение (с корявыми пальцами и «у меня ноги болят» поначалу), выступление (очень бодрый начальный кучипуди, блестяшки первых украшений и правильная музыка), репетиции (с музыкантами и переводом песен!). Ванаджа, как и полагается ученице, кривенькая и косенькая, но очень естественная и трогательная. А потом в зрителя врезается внезапная социальная драма, со все той же беспощадной натуральностью и откровенностью. В этот момент замечаешь, что кроме логичных в сюжете песен и танцев, никто не спешит сплясать всей деревней о прекрасной героине или чудесном герое и подозреваешь, что кино хоть и индийское, но автор слишком долго прожил в Америке и плевать хотел на законы жанра.

Кучипуди становится фоном и красивой культурной отсылкой, вторым слоем для тех, кто понимает — первый танец Ванаджи, с которым она выступает на конкурсе — это тиллана, аштапади «Sa virahe» удивительно иронично появляется в сюжетном повороте, а заканчивает фильм «Aigiri nandini«. Хоть садись и пиши сочинение на тему «Женские образы в классическом танце». Исполнительницу (непрофессиональную, как и все актеры этого фильма) Мамату Букию учил в течении года Srinivas Devarakonda, ученик известнейшего Vempati Chinna Satyam и это наивное ученическое танцевание отлично вписывается в образ героини.

Еще могу отметить красоту операторской работы, реализм в изображении жизни индийской глубинки и неожиданно открытый конец без морали и хэппи-энда.

Итог: 8/10

Амрапали / Amrapali (1966)

Сюжет: вольный пересказ реальных событий около 500 года до н. э. — завоевание земель Вайшали царем соседней Магадхи (современная территория Восточной Индии, Непала и Бангладеш), его любовь к придворной танцовщице Амрапали и их недолгие злоключения на почве этой самой любви и патриотизма.

Фильм интересен тем, что в роли Амрапали снялась известная актриса и профессиональная танцовщица бхаратанатьям Виджаянтимала, и вроде как танцы в фильме имеют к нему отношение. В сюжете кое-как упоминается отдельное проживание танцовщиц, выборы на должность придворной дивы посредством танцевального поединка и ее обязанности (да, я помню, что это не документальное кино 🙂 ). Но танцев немного, а интерес представляют всего  два.

Первый — собственно поединок. Исполняется задорный сиськотряс болливуд в костюмах «под скульптуры, но гламурненько», максимально показывающих тело, чему, разумеется, способствуют формы Виджаянтималы и других актрис, приправленный узнаваемыми элементами всех стилей и жестами.

Танец на песню «Neel Gagan Ki Chhaon Mein» уже содержит больше элементов классики, например, дорожку шагов, и много обильной игры лицом. А дальше в более «техничной» его части мы видим бхаратанатьям «как не надо». Вероятно, для фильма сказки стилизовали как могли, добавляя преувеличенно сексуализированные движения грудью, попой и глазками, но если порицаемый садир был хоть на пару процентов похож на _это_, то могу понять почему Рукмини Дэви, воспитанная на классическом западном искусстве, избавлялась от такой «шрингары» огнем и мечом.

Нельзя смотреть сладуньку с принцессами, картонными мечами и великой любовью™ и придираться к исполнению классического танца, но вытеки мои глаза от таких тарикитатомов! Добавлю, что у Пали отличная осанка, и потрясающе модные современные брови и стрелки. Наверное, в шестидесятые была бомба.

Итог: 3/10

Маюри / Mayuri (1984)

В основе фильма — реальные события из жизни известной танцовщицы. Она же и играет главную роль. Девушка мечтала танцевать, но в ее семье танцы — под запретом. Маюри втайне обучается этому сложному искусству. Ее заметили, о ней стали писать. Успех! И первая любовь… Но произошло несчастье: девушка попала в автокатастрофу. Ей ампутировали ногу, любимый бросил.

Редкий фильм, о котором я слышала до просмотра, с ключевыми словами «реальная история», «кучипуди» и «без ноги». Посмотрев, могу сказать — фильм-то не очень, герои простые и немного карикатурные, с мачехой-ехидной передавили,  злодейский жених злодействует, все прямолинейно и в лоб. Но какая история! За этим полусказочным сюжетиком виден такой пласт настоящего мучительного преодоления и подвига, воли не только к жизни, но и к танцу, что в какой-то момент я подумала, что смотрю другое кино — настоящее — сквозь пергаментную бумагу первого.

Танца много — его название пару раз застенчиво и неправильно произнесла незабвенная студия озвучания им. Довженко, хореографировал фильм Gopi Krishna (его же работа «Salangai oli»). Суперхитовый танец Маюри такой как бы бхаратанатьям/кучипуди с народными движениями и развеселыми «кинокостюмами», но правильная карнатик музыка есть, правильные уроки есть, и руки тренированного в традиции человека тоже не спрячешь. Танцуют и в телевизоре, и на кухне, и в колледже, и в школе.

А теперь самое интересное (по крайней мере для меня) — Судха Чандран, чья это, собственно, биография, до аварии танцевала бхаратанатьям, и после — тоже! История не закончилась с фильмом (да и началась она, в общем-то, не с него), вот, например, ее видео 2015 года —  угадайте с трех нот, что она танцует. И здесь — большая и подробная статья о ее жизни. После таких историй резко пересматриваешь отношение к жизни.

Итог: 9/10

Фотография в свадебном альбоме / Salangai Oli (1983)

Сюжет: давным-давно судьба разлучила влюбленных. Мадхави вышла замуж, а для талантливого молодого танцора Балу жизнь без нее потеряла смысл. Спустя годы они встречаются вновь и танец связывает не только их, но и дочь Мадхави — Сайладжу.

Внезапно!хороший фильм сам по себе! Затрагиваются и раскрываются не только общечеловеческие вопросы, но и танцевальные — танцевать классику или популярное, идти ли у зрителя на поводу, судить ли строго начинающих, как танцевать с душой + сравнение сердца с салангай!

Студия озвучания им. Довженко подложила, кстати, большую свинью зрителям — русская версия фильма на 40 (!) минут короче тамильской/телугу и страдает «выпадениями» сложных слов, из-за чего некоторые диалоги звучат по-идиотски, а термины (вроде названий танцев) просто опущены.

Фильм открывается классическим выступлением классического танца, очень похожего на кучипуди. Больно делают верчение попой на татта метту (дорожках шагов), летающая вокруг тела украшенная коса и приседания со сведенными коленками. Но в целом это хорошая презентация именно классики, с адекватным костюмом/украшениями, движениями и обстановкой концерта. Даже ракурсы съемки те же, что я до сих пор часто вижу на съемках арангетрамов.

Демонстрация умений Балу — он показывает именно технику, вплетенную в сюжетный танец, а не просто жесты в ритмичной связке, как Сайладжа. В оригинале слышны слова бхатаранатьям, шастрия, сампрадая, катхак, катхакали, но их не переводят. Вырезан урок катхака, на который приходит к учителю юный Балу и упоминает манипури и кучипуди. Что заметно еще — много танцев с сильным креном в классику (например, «кунг-фу» перед статуей Ганеша) и околотанцевальное — пранам перед началом занятий, красивые (правильные) позы в храме, «схема» танца на кухне и «полная версия» перед гостями на свадьбе, упоминание фестиваля. Забавно то, что Камаль Хассан (Балу) не профессиональный танцор классического танца, и готовился к роли за месяц до съемок, а исполнительница роли Сайладжи вообще не танцовщица, а певица, и это ее первая и единственная роль в кино.

Итог: 7/10

***

При всем моем прохладном отношении к индийскому кино (да, очень своевременное замечание, я знаю 😉 ), если сосредоточится на том, что интересно, то можно не только хорошо провести время, но и даже развлечься. Традиционно очень хочу послушать мнение специалистов в классике о таковой в представленных фильмах и с благодарностью приму советы, что посмотреть еще. В конце концов, искусство имеет множество форм. Stay tuned!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*