The Cleveland Thyagaraja Festival

В прошлом году мои соцсети просто ломились впечатлениями выступавших, посещавших или знавших от Тьягараджа фестивале в Кливленде, Огайо. Сидя в заснеженной Москве, было сложно представить, что где-то — не в Индии! — собирается большое количество любителей классической музыки и танца и весьма плодотворно проводит почти две недели. В 2018 году ничего не изменилось, разве что снега поменьше и я таки решила написать о фестивале — будем включаться в мировое сообщество.

The Cleveland Thyagaraja Festival — двенадцатидневный фестиваль южноиндийской классической музыки и танца, который проводится ежегодно перед пасхальными выходными, уже сороковой в 2017 году. Он назван так в честь Тьягараджи (1767 – 1847), известнейшего композитора carnatic музыки, автора тысяч религиозных произведений, в основном на языке телугу. Год основания — 1978, и с тех пор фестиваль вырос в крупнейший за пределами Индии и собирает участников и зрителей со всей Северной Америки и других частей света.

Как все начиналось:

В семидесятых Кливленд стал пристанищем небольшой группы индийских эмигрантов и их семей, известной как «Cleveland Bhajan Group». Когда Рамнад Рагхаван, известный музыкант (мридангам) из Индии переехал в Кливленд, он обнаружил, что многие члены этого коммюнити изучали классическую музыку в детстве и предложил организовать несколько мероприятий для поддержания этого интереса. Так появился Aradhana Committee, который в последствии стал основой просветительской деятельности. Первый фестиваль состоялся 8 апреля 1978 года в арендованном зале Церкви объединенной веры Христовой, в маленьком городке Ричмонд-Хейтс, Огайо, включал в себя хоровое исполнение произведений Тьягараджи и концерт Сароджи Баласубраманьям из Мэриленда, с 75 зрителями.

В дальнейшем Aradhana Committee развивали свою деятельность, приглашая музыкантов из Индии и других частей Америки и Канады. Так же они активно рассылали приглашения индийским диаспорам, приглашая желающих в качестве зрителей и поселяя их на время фестиваля в гостеприимные семьи индийцев Кливленда. Фестиваль переехал под покровительство Университета Кливленда, в частности кафедры этнической музыки, количество участников и именитых гостей росло с каждым годом.

В 1993 фестиваль впервые объявил о проведении музыкального конкурса в традиции carnatic для детей и молодежи, с известными музыкантами из Индии в качестве судей. Соревновательная часть стала расти очень быстро, став крупнейшей по количеству участников — более 850 в 2016 году. Конкурс открыт для певцов и музыкантов (все инструменты, включая ударные), и имеет две продвинутые категории — для импровизации (niraval и kalpana swaram). Две самые сложные номинации «Concert Competition» и «Advanced Pallavi» предоставляют победителям возможность выступать в течении следующего года на различных мероприятиях, поддерживаемых фондом.

А иллюстрировать статью я буду видео с конкурса 2017 года — они хорошо сняты, и танцоры на них такие бесконечные умнички, что можно залипнуть надолго. Например, это видео — категория sub junior, от 9 до 14 лет.

В дополнение к музыкальному конкурсу, в 2007 году начался конкурс в стиле бхаратанатьям — с одной возрастной категории. Сейчас он привлекает внимание не меньше, чем музыкальный, и разросся до 4 возрастных групп, и множества участников со всей страны. Он длится почти два дня, с предварительным этапом в первый день (живое выступление) и финальным — на следующий день. Призом становится возможность выступать в Ченнае во время декабрьского сезона.

В настоящее время большую часть программы фестиваля составляют концерты в традиции carnatic (с 2012 года можно найти и hindustani концерты), но она очень разнообразна — от начинающих до всемирно известных звезд, от традиционных инструментов до коллабораций с неиндийскими музыкантами и неиндийской же классической (и современной) музыкой. Танцевальные выступления тоже не ограничиваются бхаратанатьямом — можно увидеть кучипуди, катхак, катхакали, одисии, мохиниаттам, якшагана и ардханатьям  в исполнении признанных мастеров. Некоторые постановки специально создаются для премьеры в Кливленде, например «Рамаяна» в пяти частях в 2011, «Махабхарата» в пяти частях в 2014 или столь же обширная «Шримад Бхагаватам» в 2017.

Большое внимание привлекает и возможность поучиться — с самого начала организаторы фестиваля не скупились на лекции и обучающие мастер-классы по всем возможным дисциплинам для любого уровня подготовки от самых известных танцоров/музыкантов/певцов. Фестиваль так же нацелен на увеличение популярности классического индийского искусства, поэтому регулярно устраивает живые трансляции своей обширной программы. Около 12 000 зрителей всего и более 4 000 в финальный уикэнд, свыше 100 концертов, 250 артистов,  — таковы скромные итоги сорокового фестиваля в 2017.

В 2018 году почетными гостями Тьягараджа фестиваля стали Нартаки Натарадж, Джейкишор и Падмавани Мосаликанти, а Индира Кадамби представила четырехчасовой концерт «Paripoorna Margah — En Route to the Absolute». Если вы до сих пор не знаете, кто это, то оставлю здесь ссылку на кусочек ее выступления и ссылку на выдержки из маргама ее ученицы — потому что гуру живет в своих учениках )

Еще мне показались интересными условия участия в танцевальном конкурсе — только один стиль, бхаратанатьям, и вот какие правила были в 2018 году. Три традиционные категории и две — для продвинутых танцоров. В традиционных категориях участие стоит 75$ (в продвинутых 140$), каждый участник исполняет 1 танец в 5 минут длиной на свой выбор.

Категория №1 — Invocation (танцы, начинающие программу, технические или с небольшими вкраплениями абхинаи). Возраст участников — 9-14 лет, могут танцевать pushpanjali, kauthuvam, mallari, thodaya mangalam, allarippu, jathiswaram.

Категория №2 — Keerthanam (танцы, сочетающие техническую и сюжетную часть). Участников делят на три возрастные группы Sub-Junior (9–14), Junior (15–19), и Senior (20–25), танцевать можно что угодно, кроме падамов и джавали.

Категория №3 — Varnam (танцы, сочетающие техническую и сюжетную часть, но сложнее). Участников делят на две возрастные группы Junior (15–19), и Senior (20–25). Танец на выбор участника, но должен содержать nrittha и abhinaya.

Поскольку фестиваль ставит своей целью раскрытие потенциала молодежи, выросшей за пределами Индии, то возрастная планка в 25 лет вполне понятна. У талантливых мальчиков и девочек есть целых 17 лет для неоднократного участия в конкурсе 🙂

Продвинутые категории — новинка этого года, победитель, помимо приза, получит возможность выступить с часовым концертом в рамках следующего фестиваля и с сольником в Ченнае в сезон (с оплаченными расходами разумеется), а так же право первым получать приглашения на участие в постановках, курируемых Aradhana Committee dance productions. Что же для этого надо сделать?

Категория №4 — Perfomance. Возраст 15-25 лет, каждый танцор имеет 12 минут для исполнения отрывка варнама (не более 7 минут) и отрывка падама/джавали (не больше 5 мин.), судьям показывают два варианта и того и другого, и они выбирают, что именно будет исполнено в конкурсе.

Категория №5 — Choreography. Возраст 15-25 лет, каждый танцор имеет 10 минут, 8 мин для исполнения, и максимум 2 мин для вопросов&ответов с судьями, вечером перед соревнованием участник получит одну строку/стих из варнама (sahityam) и один jathi, и ему/ей нужно будет схореографировать оставшиеся jathi и минимум 5-6 вариантов для sahityam, а так же sanchari.

Для полного понимания терминологии обращаемся к интернету.

Варнам — самый сложный танец полной программы бхаратанатьяма, основным настроением его является любовь к богу, выраженная напрямую или через разговор героини с подругой. Варнам состоит из двух частей:

1) Первая называется Purvaranga и включает Pallavi (начало разговора с вопросом или прямым обращением к герою), Anupallavi (содержащее дополнительные описания природы или свойств героя), Muktai Swara и Muktai Swara Sahityam (рассказ или отступление, помогающее лучше понять героя или его отношения с героиней).
2) Вторая называется Uttaranga и включает Charanam (эмоциональное ядро, в котором героиня достигает понимания и принятия) и Charana swaras (так же известные как Chitta Swaras, «короткие», где героиня уже свободно выражает свои эмоции, связанные с героем, его качествами и поступками, полностью раскрывает свое сердце.).

Варнам начинается с Trikala Jathi. Sollukattu — ритмические слоги — и соответствующие им серии адаву выполняются на трех скоростях. Последняя часть Trikala Jathi называется Kuraippu и не повторяется.

В варнаме используется два типа абхинаи:
1) Pada artha abhinaya — это иллюстрация значения стиха, то есть его буквальное значение («pada artha» означает «шаг за шагом»).
2) Vachika artha abhinaya — более сложная иллюстрация текста. Ее цель — дать более широкий контекст прямому значению конкретной строки, т.е. объяснить косвенные аспекты, используя подходящие мифологические истории, ассоциации и т.д. Такая свободная интерпретация~ импровизация называется sanchari. (с)

Вот по этой ссылочке можно найти полностью препарированную теорию «построения» варнама с объяснением всех терминов (на англ., мой частичный перевод выше) и восхититься сложности и продуманности главной жемчужины в репертуаре любого танцора бхаратанатьям. А если вернуться к конкурсу, то это очень крутая номинация — фактически за ночь схореографировать варнам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*