Апрельские концерты: Москва

Апрель традиционно богат на классические танцевальные события и представляет искушенному и просто любопытному зрителю большой выбор, для тех же, кто не смог поприсутствовать — так же традиционно мои обзоры с фотографиями. Не всегда имею возможность оторваться от роли зрителя или же побороть желание запечатлеть всю красоту (если уж начинаю снимать), поэтому полные сеты с концертов на страничке в фейсбуке, а теперь — ближе к делу.

«Рага любви», Елена Князева и Дебашиш Патнаик

В прошлом году Москву по приглашению Елены Князевой впервые посетил танцовщик одисси Дебашиш Патнаик — я писала об этом, и концерт получился незабываемым. Должна признаться, что мероприятия от Елены для меня абсолютно обязательны к посещению, они близки к идеальным — сама программа, состав участников, каждая мелочь, все на высочайшем уровне. И если прошлогоднее выступление просто повторили без единого изменения — я была бы счастлива (Shiva stakam, хореография Дургачаран Ранбира — это вещь!). Но, как совершенно верно сказала на открытии Татьяна Назарова, среди многих хороших качеств Елены выделяются два — постоянное движение и стремление вверх. «Рага любви» 2018 года представила расширенный состав участников (студенты Ирины Комиссаровой), новые хореографии и яркие дуэты.

Любовь это не замужество,
любовь это одна душа на двоих (с).

Открывал концерт «Surya ashtakam«, мощный гимн божеству солнца, он задал тон всему вечеру. Хореография гуру Дебашиша — Дургачаран Ранбира, живой легенды одисси, в сочетании с музыкой и исполнением пробирает до мурашек, легкость, величие, стремительность! И все в сочетании с точнейшими движениями рук, с эмоциями и настроением, которое передавалось в замерший зал (а какой у него footwork, боже мой…). Сольное выступление Елены на стихи средневекового поэта Банамали Даса позволило продемонстрировать талант Дебашиша в качестве хореографа — мягкость и вкрадчивость сменялись невероятным техническим ураганом, а pallavi представили два варианта интересного группового взаимодействия — бесконечно женственный дуэт и целая танцевальная история с появляющимся и исчезающим Кришной, такой же внезапной и прекрасной Радхой и пастушками (Знаете ли вы истории про Кришну? Все ли истории вы знаете?).

Завершала программу «Ardhanarishvara«, — танец об единой форме Шивы и Парвати, идеальном союзе женского и мужского начал. Очень внимательно следящие за выступлениями Елены люди могли его видеть в ее сольном исполнении, но я считаю, что этот танец просто создан для пары. Рука снимать устала — каждая поза настолько выверена и гармонична, что не к чему придраться, серьезно, получилось около миллиона прекрасных кадров, при том что я даже не старалась особо. Профессионализм или особый скилл — потрясающе получаться на танцевальных фото? И должна признаться, мало мне Ардханаришвары — что от нашей бхаратанатьям версии до сих пор отдышаться не могу, что от одисси версии. Реально, идеальный танец для дуэта.

Приятность одисси концертов еще и в том, что не надо напрягаться, «делая» с танцорами технику, как бывает с моим стилем, когда каждый тираманам отдается в мышцах, и attami добавляются даже за камерой — просто удовольствие и совершенство линий.

P.S. еще раз признаюсь в любви красавице-ведущей концерта, мне кажется, ее основная профессия сказкотерапевт 😉

«Шива паривар», студия «Сарасвати»

Стоило мне недавно подумать о классическом концерте от коллектива «Сарасвати» (одной из старейших школ бхаратанатьяма в Москве), как вселенная радостно предоставила такую возможность — «Шива паривар», посвященный Шиве, его семейству и многочисленным историям о них. Большой зал дома культуры МГУ, вернее, его большая сцена, хороший свет и правильный пробирающий звук (как ярко и чисто звучит наттувангам в таком исполнении!) — достойное обрамление показанных танцевально-драматических номеров.

Описать предвкушение можно еле слышным перезвоном гхунгру из-за кулис до начала концерта — зрители только занимают свои места, музыка настраивается или негромко звучит фоном, но там, в темноте, уже начинается волшебство.

Начали традиционно с восхваления Ганеша, устранителя препятствий и покровителя начинаний, и продолжили серьезным репертуаром, который (как, наверное, любой сюжетный танец в классике) требовал объяснений перед просмотром. Для этого в луче света появлялась танцовщица и под ритмичную прозу показывала основные элементы танца, в сочетании с мрамором и канделябрами старого здания МГУ это производило почти мистическое впечатление.

Сольные «Ганга таранга» (наполненный акробатическими позами и лиричной историей) и «Шри Чамундешвари» (о Дурге и ее победах над демоном Махишей) пролетели на одном дыхании, таково свойство родного стиля и хорошего исполнения, даже танцы по 10-15 минут кажутся очень короткими, только начали — а вот уже и финальная поза… Еще отмечу «малые» театральные сказания — о обретении Ганешем головы слона и выигрыше у Сканды яблока (еще раз насладилась чудесным трогательным Ганешем с толстым пузиком и маааленькой мышкой) и о демоне, аскезой добывшем все-сжигающую руку и о Мохини-Вишну, который в танцевальном поединке добился положения этой руки на самого демона (танец в танце и потрясающе харизматичный демон в исполнении Натальи Оболенской). «Крупной» формой стало сказание о пахтании мирового океана и обретении Шивой звания Нилакантха (Синегорлый) после спасения вселенной от яда, а завершила концерт тиллана bahudhari, не только красиво разнесенная на 8 человек, но и очень необычная в движениях.

Вообще, ломать голову, чья постановка, приходилось весь концерт — в конце программки были указаны 3 хореографа (включая Паршванатха Упадие), и на необычных движениях думалось — это «рука» Паршванатха или нет? 🙂 Поэтому от лица умеренно подвинутых зрителей прошу в следующий раз указать не только хореографов каждого номера, но и фамилии танцовщиц (и жанр танца, чтобы не гадать — это был варнам или нет?). Надеюсь, это не слишком дерзкая просьба — лишняя строчка в программе, а любопытство уже не так сильно ест.

После каждого танцевального вечера (и особенно бхаратанатьяма) думаешь — а чем запомнился именно этот? В чем его особенность? Про «Сарасвати» могу сказать — «нежно», «лирично» и «деликатно». Естественная абхиная, аккуратная техника, даже костюмы были подобраны очень необычных приглушенных оттенков, все работало именно на такое настроение. И как же хорошо, что в Москве есть настолько разные коллективы — по темпераменту, подаче, но неизменно одинаково хорошие по качеству исполняемой южноиндийской классики.

Ek shaam Odisha ke naam

Еще одна танцевальная программа апреля была представлена публике уже индийским землячеством — Hindustani Samaj, организация, объединяющая диаспору в Москве, провозгласила 2018 годом штата Одиша (прошлый год был отдан Пенджабу) и привезла в столицу живое культурное достояние штата — одисси (в виде группы танцовщиков Сасвата Джоши).

Как растрогать сурового блоггера вроде меня почти до слез? После официальных речей и торжественных вручений открыть вечер танцем под гимн штата Bande Utkala Janani — сочетание воодушевляющей музыки (послушайте), одисси в исполнении 5 танцоров и красивейших изображений природы и достопримечательностей Одиши никого не может оставить равнодушным. Как должно быть ответственно и почетно выступать от лица своей Родины…

Сасват Джоши представляет по всему миру не только одисси, но и народные танцы, например, его видео с самбальпури на фоне Эйфелевой башни набрало почти 3,2 миллиона просмотров, а Илеана Читаристи — первая иностранка, получившая награду Падма Шри за свою приверженность одисси.     

Танец-спектакль про 10 аватар Вишну силами 6 человек дублировался картинками на фоне, не знаю, правда, сколько нужно глаз, чтобы уследить за всем, но особенно запомнился момент «пробуждения» Будды, девятой аватары, — «труп», носимый по сцене, и «старость» с клюкой затмили даже «больного». Еще одна классическая хореография Келучарана Мохапатра «Ahe nila saila» (о бесконечном сари, дарованном проигранной в кости супругом Драупади) продолжила демонстрировать выдающиеся способности Сасвата — я даже решила, что это неканоническая версия с Драупади-мужчиной, потому что проигравший царь убивался в разы сильнее жены 🙂 Сольное выступление Илеаны Читаристи стало интересной «угадайкой» — это Мира бай страдает о Крише, Радха или Мира рассказывает от страданиях Радхи? Еще один интересный танец — о десяти ликах Дэви, был исполнен дуэтом Сасват&Илеана.

Почему я пишу о угадайке? Отличия «настоящих» индийских концертов для индийцев — известная в Одише телеведущая бодро и вероятно интересно шпарила со сцены на oriya? hindi? и трех фраз на русском за вечер было явно недостаточно, ориентироваться приходилось в кратких английских вкраплениях и редких знакомых именах/существительных, программа была на 4 с лишним часа — я ушла, застав спектакль с картинками, закадровым текстом и танцевальными интермедиями, народные танцы, вокальные номера и показ мод, и это был даже не конец, плюс всепроникающий запах еды, одним словом, колорит.

Но, надеюсь, по крайней мере одному уроженцу Одиши в зале понравилось так же как и мне 🙂

♥ ♥ ♥

На одном из концертов я краем уха услышала, как зрительница говорит подруге — «Это хороший концерт, они привезли настоящих артистов из Индии!» и подумала, что это ужасно несправедливо. Большие звезды с гастролями и известностью, конечно, круты, но наши танцуют ничуть не хуже, а кое-когда и сильно лучше. Настоящим артиста делает не смуглая кожа и индийский паспорт, а количество вложенного труда и те самые 5 «discipline, dedication, devotion, determination и desire. Танец не имеет национальности. Приходите на концерты, увидите сами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*