Natya lila — цикл лекций-концертов (одисси)

Концерт в стиле одисси Натья Лила

Когда ты убиваешь демона, ты не просто убиваешь демона (с)

Еще одна группа энтузиастов подхватила «колесницу» классики в Москве — Дарья Ларина, Ирина Кербаум и Надежда Фролова организовали и провели 3 концерта в Джаганнате на Таганке, в ходе которых не только демонстрировали свое мастерство и красоту национального достояния Индии и штата Одиша в частности, но и знакомили зрителей с историей танца и его философией, стараясь «воспитать» понимающую аудиторию и одновременно сделать ей интересно.

Я попала только на последний концерт, посвященный Шиве и Шакти в одисси, и сразу же пожалела об отсутствии на остальных — девушки проработали лекционную часть так, что она была любопытна обычным зрителям и содержала факты для «продвинутых» пользователей, при этом личные впечатления оттеняли и дополняли ссылки на авторитетные источники. Знаете, когда человек азартно говорит: «Всем женщинам, наверно, знакомо состояние, когда волосы дыбом и в глазах темнеет от гнева?», то связь с аудиторией устанавливается моментально!

Открыли вечер начинающие (волнующиеся, но улыбчивые) традиционным восхвалением Ганеша «Vakratunda» (что означает «Крученый хобот»), продолжили более серьезной темой — танцами о Дурге. Казалось бы, помещать в программе два танца про одного и того же персонажа нелогично, но для лекции это хороший вариант — зрители могли (обладая уже небольшим «словарем» жестов, заранее объясненных) сравнить хореографии и стили танцовщиц.

Кали Маа в исполнении Дарьи получилась по хорошему пугающей, с горящими глазами и бьющейся жилкой на виске, настоящая стихия. Когда красивая женщина не боится и не стесняется показаться в танце безумной, с искаженным от ярости лицом — пробирает, между прочим, до печенок.

Десятирукая воительница на льве Ирины была спокойней и величественней, но не менее грозной. Созданная при участии богов и вооруженная самым совершенным оружием каждого из них, она убивала вконец распоясавшегося демона Махишасура, который олицетворял эгоистические пристрастия, для осуществления которых требуется сила и жестокость.

«Боги созерцали эту могучую энергию, похожую на сияющую гору, своим блеском пронизывающую все миры. И та энергия, вышедшая из тел всех богов, свет которой озарил три мира, стала сгущаться и приняла форму женщины. Из того, что дал Шива, получилось ее лицо, энергия Ямы дала ей волосы, энергия Вишну — руки, энергия Луны — груди. От Индры она получила талию, от Варуны — голени и бедра, от Земли — ягодицы. Ступни возникли от энергии Брахмы, а пальцы ног — от Солнца, руки и пальцы рук — от Васу, нос — от Куберы, зубы — от Праджапати. От Агни она получила три глаза, от Ашвинов — брови, от Ваю — уши. И вобрав в себя энергии остальных богов, явилась эта благая богиня.»
(отрывок из «Деви-махатмья», священного текста шактизма, играющего центральную роль в ритуальных практиках этой традиции. Описывает победу богини Дурги над демоном Махишасурой. «Деви-махатмья» является частью «Маркандея-пураны» и датируется учёными V веком. Авторство текста индуистская традиция приписывает ведийскому мудрецу Маркандее. Рассматривается учёными как предпринятая в средние века попытка объединения ведического мужского пантеона с культом Богини-матери.)

Тема Великой Материи и ее проявлений поистине неисчерпаема, и подходить к ней можно как с философской, так и сказочной стороны — в зависимости от возраста и образования аудитории. После воспевания shakti концерт логично завершил Jaya Mahesha и Надежда — история о снисхождении Ганги в мир и Шиве, который принял ее в свои волосы, погасив разрушительную мощь небесной реки.

Маленькая сцена второго этажа известного вегетарианского ресторана Москвы создавала ощущение интимности — танцоры так близко, что можно рассмотреть не только тончайшую филигрань серебряных украшений, но и заглянуть в глаза. Желание поделится восторгом от одисси и удовольствием от выступления видно сразу, а для самых внимательных не станут секретом и мысли во время танца.

Радостно, что в Москве стараниями энтузиастов не замирает концертная жизнь даже летом, и есть возможность не только познакомиться с классическим индийским искусством, но и «похрустеть» стереотипами — слышала я мнение, что, мол, одисси — это только Кришна, а бхаратанатьям — Шива (куда податься в таком раскладе катхаку и кучипуди не уточняется)). Индийская классика танцует богов и героев без разделения по стилям, и преобладание кого-то одного — исключительно личный выбор танцовщицы. Концерт это нагляднейше продемонстрировал, одисси может быть и страшным (в хорошем смысле слова), и мощным, именно сочетание «женственности» (lasya) и «мужественности» (tandava) делает исполнение ярким и запоминающимся, независимо от темы.

Подводя итог вечера, девушки поделились своими мыслями об одисси и сошлись во мнении, что этот танец —  как бесконечно раскрывающий свои лепестки цветок лотоса и всей жизни не хватит, чтобы постичь его в совершенстве. Они готовы и дальше продолжать цикл лекций-концертов, поэтому следите за новостями в их красивых инстаграммах:

Дарья Ларина (ссылка)

Ирина Кербаум (ссылка)

Надежда Фролова (ссылка)

Цитата из инстаграмма Дарьи: «Для тех, кто не смог присутствовать на нашей лекции, я решила опубликовать краткую выжимку, наш главный посыл, о том, что такое искусство. ⠀⠀⠀⠀
Натья Шастра как свод канонов для всех видов творчества была создана как пятая Веда, вобравшая искусство декламации из Ригведы, абхинаю или искусство зрелищного представления из Яджурведы, гиту или вокальную музыку из Самаведы и расу, или эстетику, из Атхарваведы. ⠀⠀⠀⠀
Главным достоинством этой Веды было то, что она создавалась для всех людей, понятная и доступная всем классам и несущая истинное благо!
⠀⠀⠀⠀Мудрец Бхарата, составитель Натья Веды, подчеркивает ее значимость в главе 36, стих 78 – следующими словами: ⠀⠀⠀⠀
«Кто постоянно слушает чтение этой шастры, благодатной, занимательной, изошедшей из уст Брахмы, святой, чистой, доброй, уничтожающей грехи, и кто участвует в представлении или ВНИМАТЕЛЬНО смотрит его, он достигнет той же цели, что и мастера ведического знания, совершающие жертвоприношения или приносящие дары».
⠀⠀⠀⠀Однако такая высокая значимость навлекает и высокую ответственность как на исполнителя, так и на зрителя. Актер или любой художник, как человек наделенный силой, знанием и мастерством для сотворения другого мира, ни при каких обстоятельствах не может быть высокомерен и эгоистичен, он должен обладать дисциплиной и выдержанностью. ⠀⠀⠀⠀
⠀⠀⠀⠀Зритель же как участник творчества ответственен за наполнение смыслами акта творения, ведь именно от желания (или не желания) и готовности зрителя зависит будут ли раскрыты глубокие смыслы или они останутся на поверхности. ⠀⠀⠀⠀
⠀⠀⠀⠀Ведь искусство всегда отвечает своей актуальностью на запрос общества. И если мы недовольны творчеством современников, значит нам пора меняться, как говорил Толстой – если ты хочешь изменить мир, начни с себя!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*