Заметки (июнь 2018)

Традиционно начинаю растягивать виртуальных котов за разные части тела в области писания словами в блог, но это летняя болячка всех, кто постит в интернеты не на зарплате. Гулять, отдыхать, есть мороженое, валяться в теньке с книжкой и медитировать на закаты — в этом плотном графике совсем нет места писанию, а если еще немного заняться танцами, так и вовсе. Энергия перенаправлена на другое, а временами батарейка уходит в минус. Так что потихоньку, прямо таки мышенькой, пару строк…

После огненного мая, забитого под завязку подготовкой, июнь совсем тих — я восстанавливаю силы, душевные и физические, совсем не интересно занимаюсь два раза в неделю и чувствую некоторую опустошенность. Теоретизировать о выступлении (как я делаю в посте) всегда легче, чем тренироваться, и приходя в зал, я просто хватаюсь за голову — руки, ноги, локти, что это такое?? И в таком состоянии концерт Киран, который прошел в Москве 27 июня (и о котором я еще буду подробнейше писать), оказал странное воздействие — я очень впечатлилась, но и немного расклеилась.

Бикрам-бхаратанатьям

Так получилось, что все мои самостоятельные занятия в июне происходят в маленьком зальчике-подвальчие с практически полным отсутствием вентиляции. Остальное в нем прекрасно — цепкий пол, размер, зеркала (цена, что уж там скрывать), но вот дышать сразу после разминки становится трудновато. Сначала я пыхтела и хотела сменить его, но потом вспомнила про бикрам-йогу и окунулась в новое испытание.

Бикрам-йога («горячая йога») — ответвление традиционной хатха-йоги, разработанное Бикрамом Чоудхури (Bikram Choudhury) для северных варваров. Ее суть состоит в том, что бы выполнять асаны в температурных условиях, приближенных к индийским (35-42 С и влажность 40%-50%), это снижает вероятность травм «неразогретости» для новичков и повышает уровень сложности для продвинутых практиков. (с) wiki

Стиль продвижения бикрам-йоги и личность основателя могут быть спорными, но некое здравое зерно в таком подходе есть — если приехать в Индию летом (да и зима там конечно, не снежная), то заниматься йогой придется именно в таких условиях. И танцоры Ченная растут тоже отнюдь не в кондиционированных помещениях, сменить три насквозь мокрых танцевальных сари в Калакшетре за день — обычная практика. Так что продолжаю практиковать в условиях, приближенных к боевым (классический костюм тоже не бикини, знаете ли 🙂 ) и утешать себя историями про хоккеистов, которые тренируются с утяжелением. Тяжело в учении — легко в бою!

Individual jumping moment @ Rasavikalpam dance fest thrissur

О плохих концертах и хороших танцорах

Вопрос из почты: внимательный читатель интересуется, почему я всегда пишу о посещенных концертах в превосходных степенях и крайне редко отмечаю недостатки, неужели все так гладко и благостно?

Отвечаю: концерты в Москве делятся на две крупные категории. Первая — это «специи» для непрофильных и полупрофильных мероприятий — дни района, общегородские праздники, выставки-продажи, открытия/закрытия конференций, недавно прошедший Международный день йоги (растянувшийся на неделю с лишним) — яркий пример. Как правило, выступает один коллектив с одним-двумя танцами, в редких случаях ставят небольшой танцевальный блок, это не афишируется и служит, в общем, понятной цели — тихо и аккуратно потренировать новичков, прогнать танец на «цивильной» публике, поддержать статус выступающего и активного коллектива, получить удовольствие. Раньше я бегала за такими выступлениями, но быстро поняла, что соотношение затраченного времени/танца в них довольно невелико, и претерпевать многочисленные пространственно-временные преграды ради 5 минут номера, который я, скорее всего, уже видела, не хочется. Поэтому я оказываюсь на них или совсем случайно или по спец-приглашению.

Вторая категория — это концерты, организованные непосредственно танцорами и коллективами, и они-то и являются самым вкусным «званным обедом». Их тщательно готовят, выбирают (и украшают) место, включают лекционную программу или живую музыку, учат новые номера, интересно аранжируют старые, на них приезжают из других городов и стран, одним словом, стараются специально. В последнее время были раздва и три,  а по тегу events — еще больше.

Я люблю писать про такие мероприятия и действительно, как человек, бывающий на многих концертах и смотрящий многих танцоров (многих стилей), могу увидеть некоторые недочеты в исполнении или небольшие ошибки. НО. Все увиденное — очень невелико — я на 100% уверена, что сидящие рядом люди, если они, конечно, не преподаватели и не профессиональные rasika, не замечают. В конце концов, нас учат в том числе и тому, как лажать красиво и уверенно 🙂

Во-вторых, судить шатких новичков по самым высоким стандартам и приосаниваться тоже не могу, как занимающийся человек, я понимаю лучше всех, сколько труда вложено даже в такое исполнение. И не забываем одну из аксиом (бхаратанатьяма) — если танец кажется зрителю медленным, то исполнителю он довольно быстрый, если зрителю быстрый — исполнитель на грани невозможного. Да и не видела я за эти несколько лет совсем уж «слишком рано на сцену»-новичков, в общей массе преподаватели у нас адекватные и просто так на сцену абы кого не выпускают, дорожа своей репутацией и чистотой храмового танца..

Идею ответа только по запросу (на всё, что угодно) человеку нашей ментальности тоже крайне трудно осознать. Галочки «по умолчанию» выставлены у нас в головах так, что любое проявление любого человека в окружающую среду автоматически означает, что каждый мимо проходящий имеет неоспоримое право эти проявления оценить, осудить, что-то про них сказать, как-то отреагировать в меру своих сил и ума. И рассчитывать, что его послушают (а ещё лучше, если примут к сведению и поблагодарят). Также по умолчанию стоит галочка «обидеться, рассердиться и высказаться, если не захотели слушать (принимать, благодарить)». (отсюда)

Иногда после концерта хочется дать обратную связь из категории «что можно было бы сделать лучше», в целях роста и развития, но это именно обратная связь, а не порка на публику, без запроса такие вещи приличные люди не делают. Кроме того, некоторые замечания имеют смысл при некоторой регулярности — что толку указывать на обстоятельство, которое очевидно не повторится?

Проведение концертов индийского классического танца дело трудное, неприбыльное и держится исключительно на энтузиазме очень небольшого числа людей, поэтому каждый танцевальный вечер — это праздник и подвиг. Помните об этом, товарищи зрители.

Rain gives to me.......

Самозабота для интровертов

Как махровый интроверт, я уже выработала ряд способов выживания — после «слишком много людей» надо спрятаться в темную нору и не разговаривать по крайней мере вечер. В последнее время количество и интенсивность «людинга» возрастает неконтролируемо, и отдыхать дома не получается — мозгу нужно прокрутить все стопитсот вариантов и побеспокоится о миллионе случившегося и только собирающегося случиться. Оказывается, проблема не нова и по всему миру миллионы интровертов мучаются с похожими мыслями в тишине, с чаем и пледом. Помогает hard reset — интересная книга, захватывающий фильм. Любое вытеснение мыслей (джапа-медитация, когда в голове не остается места ни для чего, кроме текста мантры, между прочим, тоже отлично подойдет).

К чему это долгое вступление? Опять же к бхаратанатьяму 🙂 Как пишет Даша Ларина в своем инстаграме, у нее «одисси головного мозга», все разговоры рано или поздно сворачивают к одисси, у меня похожее «заболевание» с уклоном в бхаратанатьям.
На прошлом концерте-лекции Ирина Кербаум говорила о том, что для нее занятия — это полтора часа тишины в голове, когда мозг переключается с пережевывания дневных проблем на координирования сразу нескольких частей тела с музыкой и эмоциями. Соглашусь полностью, классика — это полное выключение из реальности за пределами зала и долгое «тихое» послевкусие еще часа на три-четыре.

Йога в общем тоже про это — ты координируешься и дышишь, а связь работает в обе стороны — выверты сознания откликаются зажимами в теле, правильные движения перенастраивают сознание в более позитивное русло.

Правильные люди — это те, общением с которыми вы наслаждаетесь. Это люди, которые ценят вас и поддерживают на правильном пути. Они заставляют вас чувствовать себя живым и не только принимают вас таким, какой вы есть в настоящий момент, но и готовы безоговорочно принять того, кем вы хотите стать. (отсюда )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*