Фестиваль Индии в России: открытие

Открытие Фестиваля в Индии в России, никто не будет спорить, — дело хорошее. Мы знакомимся с культурой друг друга ближе, шумят выставки и концерты, жизнь бьет ключом и есть, что посмотреть и о чем написать. Но для многих людей, ныне связанных с индийским танцем, Фестиваль имеет тонкую ностальгическую нотку — 30 лет назад, во время первого мероприятия такого масштаба в тогда еще Советский союз впервые приехали исполнители классики и показали, что кроме «танцев из кино», уже знакомых зрителям, есть еще целый пласт культуры, которую можно любить и изучать. В 2018 году Фестиваль Индии приглашает гостей на свои площадки в 22 городах России, а открытие прошло в Государственном Кремлевском дворце.

В царских интерьерах главной площадки страны гостей вечера встречали 30 учеников школы с углубленным изучением хинди (которые по совместительству являлись детьми индийских граждан, проживающих в Москве), одетые в национальные костюмы. Это не стоило посольству ни копейки, но трогательные детки, говорящие «намасте» и складывающие руки в традиционном приветствии сразу задавали тон. Дружба — или дости — чувствовалась и в зале — множество знакомых лиц, и танцоров, и преподавателей )

Большую и интересную статью об открытии вы можете прочитать на сайте РИА Новости, я же буду как обычно петь о своем. Открытие не стало бы событием, если бы в программе не значилась Джаялакшми Ишвар и ее группа «Абхиная». Кто это в мире бхаратанатьяма? Давайте кратко — Майя Плисецкая в балете, Марадона в футболе. Автор книг (учебников по бхаратанатьяму!), танцовщица и хореограф. Легенда.

На открытии она показала часть постановки «Akhandalaya» («Непокоренный ритм»), которую объявляли как танцевальную оперу (мы бы сказали — балет или танцевальный спектакль), но на деле она оказалась рок-оперой. Бхаратанатьям по сути, но измененный по форме так, чтобы стать шоу для больших площадок, почти стадионов — отличия от интимного танца в полутьме храмов не сделали его хуже, а лишь ярче продемонстрировали безграничный потенциал классического искусства.

Классика идеальна и для геометрически выверенных технических групповых композиций с эффектными позами, когда звук преобразуется в линии и формы и играет в больших пространствах, и для тонких, совершенно «неподвижных» внешне композиций, когда все держится на настроении одного танцора и жизненно необходима короткая дистанция. Можно быть восхитительным в каждом виде (или лишь в одном), бхаратанатьям не ограничивает танцора и хореографа и, как следствие, предоставляет больше выбора зрителю.

Некоторое любят поговорить о том, как привлечь зрителя, молодежь к высокому искусству, в частности на открытии упомянули «пирамиду» интереса — индийское кино, танцы из кино, в какой-то степени индийская кухня и музыка. А что до классики, то вслед за этим нам показали, как выглядит привлекательный для любого зрителя бхаратанатьям — яркий, понятный, завораживающий, но при этом абсолютно в традиции. Все танцовщицы группы и сама Джаялакшми ни на секунду не «бросали» абхинаю, хотя можно было обойтись и просто улыбкой, нет, они старались, несмотря на большую сцену, и то, что их лица увидят лишь первые ряды, фотографы и зрители трансляции (если она вообще предусмотрена). Техника также была великолепна, а добавление сценографии, оформления, света и звука поднимало шоу на высоту, которую редко можно увидеть в Москве.

Отдельно упомяну музыку — не могу сказать, была ли она современной аранжировкой классических произведений или хореография вписана в неродное, но крутое, но это эпик. Часто простые зрители жалуются на некоторую однообразность и заунывность индийской музыкальной традиции, так вот «Akhandalaya» могла переубедить даже самого придирчивого из них. И это не снижение планки, не разбавленная адаптация, это … добавление. Профи услышат и ритм, и игру с ним, и иллюстрацию к каждому слову, которое в беглом русском переводе звучало со сцены, и выразительность самой Джаялакшми, оценят уместность технических элементов, и свежую «ноту» из двух танцоров-чхау, но обычный человек, возможно пропустив детали, выйдет из зала с главным — с горящими от восторга глазами и потрясением от мощи и красоты бхаратанатьяма.

Джаялакшми в топе нашей профессии (сейчас я немного самонадеянно пишу, но если бы вы знали, как я гордилась в те мгновения, что тоже занимаюсь — хоть на 5%, но тем же самым!) не только потому, что делает то, что любит, давно и хорошо, но и потому, что способна влюбить в бхаратанатьям других, незнакомых с ним, рассказать, показать, представить свою страну и культуру… Она не почивает на троне былых заслуг и достижений (которых немало за 50 лет карьеры!), а продолжает учить и выступать.

…мир несовершенен так прекрасно,
что спаси нас Бог от совершенства (с).  
 

*маленькая ремарка

В середине номера Джаялакшми должна была сопровождать жестами и абхинаей небольшой рассказ, в оригинале на английском, но, поскольку «Непокоренный ритм» очень сильно насыщен философией (даже на лингвистическом уровне), было решено перевести его на русский. Она оказалась — ненадолго — в шкуре всех, кому тамили, санскрит, каннада, малаялам и хинди не родные, а приходится ими думать в танце. Разумеется, мы учим тексты песен под которые выступаем, и у нас есть ритм, помогающий ориентироваться, но у Джаялакшми не было достаточно времени на подготовку — попробуйте показывать сурдоперевод и актерскую игру под китайский текст, в котором не понимаете, где кончается одно предложение/слово и начинается следующее. В середине она потеряла мысль (пауза получилась величественная и уместная), и на ближайшем санскритском термине продолжила как ни в чем не бывало. Этот крошечный эпизод лишь подчеркнул живое дыхание постановки. Идеальных людей не бывает, и это прекрасно.

Признаюсь честно, открывший концерт бхаратанатьям blow my mind, и на выступлении группы «Аанарт» (катхак) я еще собирала сердечко на место, и была невнимательна. Скажу просто — красиво! И хочется посравнивать Север и Юг, технику и геометрию, карнатик и хиндустани, но не в этот раз. Большие сцены для больших коллективов, 8 танцоров заполняли пространство в причудливых комбинациях,  незаметно сменяли друг друга и жгли то нежным дуэтом, то групповым номером с зеркалами.

*еще одна ремарка в сторону. Оба коллектива начали с «выезда» бога солнца Сурьи на упряжке из коней-солнечных лучей. Как легко превратить этот пассаж в пародию (чуть переложив буквальности), или упасть в излишнюю абстракцию, качнувшись в другую сторону. Но получилось изумительно — вот кони, вот Солнце. Понятно, ярко, в стиле.

Профессионализм в любом танце, в любом деле, гипнотизирует — и североиндийский катхак, и выплывший вслед за ним коллектив «Березка» показывали очень высокий уровень мастерства.

«Березки» бережно подхватили настроение зала и умело управляли им, то водя успокаивающие хороводы (во время которых все пытались рассмотреть их секретный танцевальный шаг), то поднимая градус шутошными композициями, и абхиная там, я скажу, была весьма и весьма ))) Все три коллектива были настоящим пиршеством для глаз, и заставляли равно гордиться принадлежностью к русской и индийской культурам. Когда такие разные танцы сталкиваются буквально на одной сцене, то начинаешь замечать сходство, и больше ценить каждый их них. Можно ли назвать взращенный тысячелетиями в тени храмов танец народным? Можно ли назвать таковым исполнение государственного академического хореографического ансамбля? Я разглядела в них сходные мотивы и не хочу закапываться в определения. Это красиво, это изумляет, это трогает. Этого — достаточно.

А финальный микс русских танцоров и гостей открытия, микс классических стилей, стал огромным пестрым букетом для благодарной публики — столько красоты разом, глаза разбегаются. Зрители расходились под большим впечатлением, те, кого я слышала, просто разрывались — кто понравился больше — и все сходились на мысли, что открытие Фестиваля Индии удалось.

Из пресс релиза:

В рамках программы Церемонии открытия представлены две известные формы индийского классического танца – бхаратанатьям и катхак, за которыми последует выступление ансамбля русского народного танца «Березка».

Коллектив индийского классического танца в стиле бхаратанатьям «Абхинайя» под руководством Гуру Джаялакшми Ишвар и ансамбль индийского классического танца в стиле катхак «Аанарт» под руководством Маулика Шаха и Иширы Парикх раскроют в своих выступлениях всю красоту и многогранность этих танцевальных форм. Данные стили индийского классического танца зародились в древних храмах Индии и совершили настоящее путешествие во времени сквозь эпохи великих индийских правителей, не потеряв при этом своей актуальности и способности восхищать современного зрителя. Бхаратанатьям, возникший в Южной Индии, и катхак, родиной которого является северная часть страны, сделают Церемонию открытия Фестиваля отражением богатой культурной географии Индии.

Фотоотчет Лидии Самсоненко

Полное видео концерта от Культурного центра им. Дж. Неру (очень рекомендую!)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*