Дивали и «Нирмала» (бхаратанатьям)

Концерт в честь Дивали, школа "Нирмала", ноябрь 2018

Дивали — индийский праздник, традиционно отмечаемый осенью, он же Новый год и Фестиваль огней, празднуется в Индии более 7000 лет. (Diwali или Deepavali) на санскрите означает «огненная гроздь». Праздник имеет разные толкования в различных регионах страны, у него много историй, но традиции сходятся к тому, что все хорошее побеждает все плохое, а богиня процветания и благополучия Лакшми спускается на землю, привлеченная миллионами огоньков. То, что нужно для холодной и темной московской осени 🙂 Чтобы настроение соответствовало, я отправилась встречать Дивали на концерт школы драматического танца «Нирмала».

Нирмала РамачандранИстория коллектива очень интересная — начинался он как небольшая студия, основанная Нирмалой Рамачандран, танцовщицей, учившейся у Чокалингам Пиллея (стиль Панданаллур), активно выступавшей за пределами Индии и видящей своей целью знакомство с бхаратанатьямом как можно большего количества людей. В 1984-89 гг она с мужем жила в Советском Союзе и фактически была первой, кто не только показал в Москве бхаратанатьям как искусство, но и начал систематически ему обучать. Могу представить, как сложно было донести до советских людей глубоко религиозный смысл большинства произведений. Позднее руководство перешло к ученице Нирмалы — Ирине Елатинцевой, потом руководителем стала Юлия Тереховская. За почти 25летнюю историю коллектив активно учится, совершенствуется, выступает и занимает достойное место среди московских школ бхаратанатьяма.

Несмотря на то, что сообщество танцоров классики, и бхаратанатьяма в особенности, не очень велико, «Нирамала» долгое время оставалась неуловимой. Поэтому сходить и «потрогать глазами» стало делом почти профессионального престижа. Я даже написала пост, в котором по пунктам прошлась по программе (в общем, классический маргам — дипанджали, алларипу, джатисварам, Ananda Narthana Ganapati, Ashta Lakshmi, и чудесная тиллана dhanashree), приложила определения абхинай к ведению, убранству зала и костюмам, и даже добавила несколько милых деталей — вроде перегоревшей с праздничным фейерверком гирлянды и ведущей, которая иногда забавно отклонялась от сценария и была очень, очень жизнерадостная.

Но после полного осознанности рижского путешествия меня настигло проклятие (или благословение?) сосредоточения на внутреннем, с ним я и переписала пост полностью. Считайте это предупреждением, дальше будут исключительно размышления (и немного фотографий, потому что).

Примерно в тоже время я сходила на «Богемскую рапсодию» (для тех, кто не в курсе сейчас или будет читать пост из глубин времени, байопик о группе «Queen» и ее солисте Фредди Меркьюри) и в очередной раз поразилась затейливым узорам популярности, многослойности любви и мощи сопереживания.

Одна песня становится хитом на годы, а другая шуршит на последних местах и забывается после рекламного проигрыша на радио. Как это работает? Любовь с первого прослушивания или долгие годы дозревания? Слова или музыка? Харизма солиста или что-то созвучное внутри без персоналии за строками и нотами? Почему некоторым нужно услышать чистую студийную запись, а кому-то увидеть лишь сумасшедшие глаза Фредди во время LiveAid? Увидеть в них то, что индусы 3000 лет назад назвали bhava — настроением, с которым выступает любой артист? Bhava, которая столь сильна, что щедрой волной проливается вовне, тащит и захватывает… рождая rasa — чувство сопричастности, разделения эмоций и воображаемого мира с танцором, певцом, соседом, целым залом, стадионом…

Для построения и обострения этой мистической связи есть свои методы — и в арсенале музыкальных групп, и в Натьяшастре. Им можно научиться и успешно применять, но ими нельзя заменить то настоящее, что рвется изнутри и порождает, в частности, исполнение Love of my life полумиллионом людей одновременно на стадионе в Рио. Думаю, сравнивать количественно не стоит, но тот из танцоров, кто хоть раз видел искренние слезы зрителей после исполнения, например аштапади, согласится, что качественно это понятия одного порядка.

Весь концерт я вглядывалась в танцовщиц (благо расстояние позволяло как никогда), и думала: что же они чувствуют? Не сомневаясь, конечно, в наличии эмоций, но желая прояснить с абсолютной беспощадной точностью — испытывает ли человек передо мной то, что показывает, или это иллюзия жаждущего зрителя? Видят ли они невидимое или нет — сегодня нет?

Еще одна важная вещь, вынесенная из фильма и из лекции по абхинае Виины Сешадри, — раса возникает не всегда, как не каждый концерт становится легендарным, и не каждое выступление — откровением. Отличное сравнение с кухней (потому что приготовление еды тоже искусство, между прочим!) — можно готовить ежедневно, старательно и с удовольствием, но только некоторые завтраки/обеды/ужины окажутся необыкновенными и запоминающимися, «ум отъешь», как говаривала моя бабушка. Субботний праздничный концерт был приготовлен с большой любовью, от всего сердца, и спасибо ему за интересные мысли и возможность увидеть любимый танец по-новому.

♥ ♥ ♥

Статья в The Hindu о Нирмале Рамачандран
Группа Вконтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*